Черник, В. Э. Человек-праздник, или О месте праздника в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя : [Л. С. Беляева] // Ученые записки МГПУ. Педагогические науки : [сборник научных статей] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010. – Вып. 4. - С. 32-39.

Во-вторых, праздничное время, как уже говорилось выше, имеет особенное наполнение: это как бы отдыхающее, остановившееся время, дарующее особое состояние: «Счастливые часов не наблюдают!». В-третьих, это - праздничное местоположение. Выбор места прове­ дения действия, расположение, оформление - все влияет на его успеш­ ность. Еще одна составляющая праздничности - это праздничная свобода, которая предполагает понимание зрителем пространства предлагаемых возможностей выбора тех или иных досуговых занятий (или действий). Это, в свою очередь, влияет на праздничное поведение человека, что пред­ полагает включенность в происходящее, соучастие в действе. Наконец, праздничное мироощущение, что становится следствием конкретного праздника или какого-либо досугового мероприятия. Всякому празднику предшествует ожидание праздничного действа. В этом ожидании, когда личность принимает решение об участии (или же неучастии), рождается, как отмечает В.Н. Гагин, «желание насладиться, упиться атмосферой действия - психологическая значимость празднично­ сти, способствующая смене психологического стереотипа: от однообраз­ ных будней к праздничному действу».1 Любое досуговое действо имеет воспитательную значимость. «Раз­ влекая, - подчеркивал С.А. Шмаков, - праздник поучает»2. Эту особенность праздника заметили в глубокой древности, и Аристотель считал, что праздник формирует не только чувство, но и разум. Более того, Платон по­ лагал, что праздникам дано «исправлять недостатки воспитания».3 Небре­ жение к празднику, попытки с его помощью осмеять обычаи государства имеет весьма негативные последствия4. Культура праздника складывается, как справедливо писал С.А. Шмаков5, из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала, словом, из совокупности разных культур. Эти идеи весьма важны для организаторов праздничного действа. Необходимо уделить внимание оформлению зала или другого помещения, где состоится празднование. Как «театр начинается с вешалки», так и лю­ бой праздник с момента, как только переступаешь порог места, где он должен состояться. Всё должно способствовать созданию настроения: оформление, звучащая музыка, работа групп эмоционального настроя и т.д. Ведь именно эти моменты переживаний и пробуждения особенно важ­ ны для формирования эмоционально-ценностного отношения будущих 1Гагин В.Н. Указ соч. С. 40. 2Шмаков С.А. Указ соч. С. 3. 3Платон. Соч.: В 3 т. М., 1972. Т. 3. Ч. 2. С. 117. 4Там же. С. 280. 5Шмаков С.А. Указ. соч. С. 7. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz