Черник, В. Э. Человек-праздник, или О месте праздника в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя : [Л. С. Беляева] // Ученые записки МГПУ. Педагогические науки : [сборник научных статей] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010. – Вып. 4. - С. 32-39.

общественной жизни1. Авторитетный исследователь праздников С.А. Шмаков говорил, что «праздник - неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое»2. Как таковой он обладает особым качеством - празднично­ стью. Она противопоставляется обыденности, как и праздничное противо­ поставляется будничному. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова определяет «будни» не только как «непраздничный день», но и «обыденщину, безрадостную, беспросветную жизнь»3. М.Б. Зацепина отмечает, что «будничный день — это обычный день, который наполнен повседневными домашними и про­ изводственными делами. Они часто похожи друг на друга»4. Эти суждения весьма важны и позволяют установить своеобразие праздника, среди кото­ рых выделяется необычность, непохожесть на череду других. Существенным является также понимание праздника вовсе не как безделья. «Безделье не противопоставляется делу! Праздник - радость, но и деятельность, направленная на физическую, душевную разрядку и на реализацию социальных требований»5. Исследование, проведенное В.Н. Гагиным, позволяет расширить по­ нимание основных составляющих понятия «праздничность»6. К ним сле­ дует отнести: - душевное, эмоциональное состояние человека, вызванное каким-то житейским событием, как ожидаемым, так и неожиданным, которое раз­ рушает привычную, устоявшуюся атмосферу текущего дня; - все, созданное, сотворенное руками человека (праздничная одежда, праздничный стол, праздничное украшение и т.д.); - нечто, что вызвало восхищение, яркие эмоции, переживания, кото­ рые сохраняются в памяти и к которым хочется вернуться; - сакральность - в случае, если в празднике заложены ритуально­ обрядовые действия; - состояние эйфории, восторга, катарсиса, некий праздничный заряд, ориентированный на улыбку, смех, радость, веселье и т.п. Можно считать, что досуговые действия в принципе обладают таки­ ми чертами, которые рождаются самой спецификой культурно-досуговой деятельности. Во-первых, это праздничное (досуговое, свободное) время. Оно из­ начально предполагает особенность (одежды, имиджа, украшения зала и т.п.). Луначарский А.В. Заветы Ильича и художественное образование // АВ. Луначарский. О вос­ питании и образовании. М.: Педагогика, 1976. С. 408. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997. С. 3. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Бм., 2008. С. 60. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников // [Под. ред. Т С. Комаровой]. М.: Педагогическое общество России, 2006. С. 30 5Там же. С.31. 6 Гагин В.Н. Указ соч. С. 34-36. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz