Черник, В. Э. Человек-праздник, или О месте праздника в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя : [Л. С. Беляева] // Ученые записки МГПУ. Педагогические науки : [сборник научных статей] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010. – Вып. 4. - С. 32-39.

В частности, М.М. Бахтин, отмечая, что «празднество (всякое) - очень важная первичная форма человеческой культуры», считал, что «ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей обществен­ ного труда или - еще более вульгарная форма объяснения - из биологиче­ ской (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднест­ во всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание. Никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественно-трудового процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничны­ ми. Чтобы они стали праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия, из сферы духовно-идеологической. Они должны по­ лучить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, то есть из мира идеалов. Без этого нет и не может быть никакой праздничности»1. Празднество всегда связано со временем - будь то природным (кос­ мическим), биологическим или историческим. М.М. Бахтин говорит о кри­ зисных, переломных моментах в жизни природы, общества, человека. «Моменты смерти и возрождения, смены и обновления всегда были веду­ щими в праздничном мироощущении»2. На особую связь праздника и вре­ мени обращает своё внимание, в частности, А.И. Мазаев, который писал, что «праздник как бы вообще приостанавливает прогрессирующий поток времени», которое как бы само отдыхает, остановившись3. В книге «Славянская мифология» С.М. Толстая определяет «празд­ ник» как «одно из главных понятий народного календаря, «сакральное» время, противопоставленное повседневному, «профанному» времени буд­ ней»4. По всей вероятности, автор в данном случае отталкивалась от опре­ деления, данного в энциклопедии «Культурология. XX век». На более чем странное такое противопоставление обратил внимание авторитетный ис­ следователь проблем отечественной культуры В.Н. Гагин. Он исходит из того, что праздник это одна из форм жизнедеятельности в часы досуга, но «далеко не все праздники, несмотря на наличие в их драматургии обрядо­ во-ритуальной составляющей, могут быть отнесены к сфере сакрального»5 (т.е. священного в отличие от профанного, что значит оскверняющее или непочтительное отношение к тому, что достойно уважения). Скорее, прав А.В. Луначарский, считавший, что праздник - это яр­ кий общественный момент социальной жизни, кульминационный пункт 1Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с. 2Там же. 3Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. С. 85-90. 4Толстая С.М. Славянская мифология // [Электронный ресурс]: http://www.russkiv- rok.ru/vellow/analit/v-120.html 5 Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект. М.: Профиздат, 2005. С. 34. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz