Черник, В. Э. Человек-праздник, или О месте праздника в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя : [Л. С. Беляева] // Ученые записки МГПУ. Педагогические науки : [сборник научных статей] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010. – Вып. 4. - С. 32-39.
В частности, М.М. Бахтин, отмечая, что «празднество (всякое) - очень важная первичная форма человеческой культуры», считал, что «ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей обществен ного труда или - еще более вульгарная форма объяснения - из биологиче ской (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднест во всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание. Никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественно-трудового процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничны ми. Чтобы они стали праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия, из сферы духовно-идеологической. Они должны по лучить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, то есть из мира идеалов. Без этого нет и не может быть никакой праздничности»1. Празднество всегда связано со временем - будь то природным (кос мическим), биологическим или историческим. М.М. Бахтин говорит о кри зисных, переломных моментах в жизни природы, общества, человека. «Моменты смерти и возрождения, смены и обновления всегда были веду щими в праздничном мироощущении»2. На особую связь праздника и вре мени обращает своё внимание, в частности, А.И. Мазаев, который писал, что «праздник как бы вообще приостанавливает прогрессирующий поток времени», которое как бы само отдыхает, остановившись3. В книге «Славянская мифология» С.М. Толстая определяет «празд ник» как «одно из главных понятий народного календаря, «сакральное» время, противопоставленное повседневному, «профанному» времени буд ней»4. По всей вероятности, автор в данном случае отталкивалась от опре деления, данного в энциклопедии «Культурология. XX век». На более чем странное такое противопоставление обратил внимание авторитетный ис следователь проблем отечественной культуры В.Н. Гагин. Он исходит из того, что праздник это одна из форм жизнедеятельности в часы досуга, но «далеко не все праздники, несмотря на наличие в их драматургии обрядо во-ритуальной составляющей, могут быть отнесены к сфере сакрального»5 (т.е. священного в отличие от профанного, что значит оскверняющее или непочтительное отношение к тому, что достойно уважения). Скорее, прав А.В. Луначарский, считавший, что праздник - это яр кий общественный момент социальной жизни, кульминационный пункт 1Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с. 2Там же. 3Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. С. 85-90. 4Толстая С.М. Славянская мифология // [Электронный ресурс]: http://www.russkiv- rok.ru/vellow/analit/v-120.html 5 Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры: теоретический и исторический аспект. М.: Профиздат, 2005. С. 34. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz