Черник, В. Э. Человек-праздник, или О месте праздника в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя : [Л. С. Беляева] // Ученые записки МГПУ. Педагогические науки : [сборник научных статей] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010. – Вып. 4. - С. 32-39.

деятеля просвещения нашей страны А.В. Луначарского, сказанные о рабо­ тающем человеке вообще, часть преподавателей твёрдо считает, что быть настоящим студентом - это значит только учиться. «А развлекаться - это не настоящее! Как раз наоборот, - полагал Анатолий Васильевич. - Если бы человек все время работал и не получал от этого никакого удовольст­ вия, то жить на свете не стоило бы».1 Неизбежно на смену занятиям приходит отдых от них. Учебные буд­ ни сменяются свободными от занятий днями. В этой связи следует обра­ тить внимание на то, что в русском языке день, свободный от работы (а для студента учеба - работа), назывался «порожним». Авторитетный ис­ следователь этимолог М. Фасмер установил связь и родство этого слова со словом «праздник»2. Еще раньше В.И. Даль, также видевший эту связь, одновременно отметил, что праздник - это не только день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, но еще и празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, относящемуся до местности, до лица3. Как день торжества, установленный в честь или память кого/ чего- либо, как день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого, как выходной, нерабочий день, день радости и тор­ жества, игр и развлечений характеризует праздник еще один знаток тонко­ стей русского языка С.И. Ожегов4. Общим в подходах к понимаю слова «праздник» В.И. Далем и С.И. Ожеговым является признание праздника как дня, свободного от ра­ боты, не занятого делами, а поэтому —праздного, порожнего. Кроме того, это —день, связанный с каким-либо торжеством по значительному поводу. Причем, в народном сознании праздник не был точно обозначенным днем календаря. Он мог быть устроен в день окончания, например, сенокоса, что в разные годы могло не совпадать, но определялось, прежде всего, пого­ дой. Именно она могла определить наступление праздничной паузы, кото­ рая следовала за окончанием работы. Но отношение к празднику было уважительное изначально. «Праздник —есть долг Богу, - говорили, напри­ мер, на Руси, добавляя при этом, - День свят, и дела наши спят»5. В этой поговорке отразилась не только народная мудрость, но и та психологиче­ ская особенность праздника, на которую обращают внимание исследовате­ ли этого феномена. 1Луначарский А.В. Заветы Ильича и художественное образование // АВ. Луначарский. О вос­ питании и образовании. М.: Педагогика, 1976. С. 401. 2 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка; В 4 т. Т. 3. М.: Прогресс, 1987. С. 330, 353. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского словаря: В 4 т. Т. 3. М.: Русский язык, 1982. С.380-381. 4Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995. С. 567. Карнавалы. Праздники / Ред.группа Т. Каширина, Т. Евсеева. М.: Мир энциклопедий, 2005. С. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz