Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
но-патриотического воспитания, развертывание массовой оборонной и политико-просветительной работы среди населения, а также оказание ак тивной посильной помощи фронту, промышленному и сельскохозяйст венному производству, семьям фронтовиков. Из этого круга основных задач вытекали более конкретные, частные, ме нявшиеся и уточнявшиеся в ходе войны, в связи с местными условиями. Рассматривая особенности работы школы в военных условиях, необходимо помнить, что частью гитлеровского плана «Ост» было разрушение советской школы. Ее полное уничтожение рассматривалось гитлеровцами как одно из важнейших условий и средств ликвидации идейного влияния советского обще ства и государства на свою молодежь. Конкретным выражением этой политики и идеологических устремлений фашизма стали разрушенные школьные здания, костры из школьных библиотек, учебно-наглядных пособий, учебников, школьной мебели и т.д. В огне войны только на территории РСФСР погибло 20 тыс. школьных зданий (из 30 тыс. довоенных).3 Суть всей политики фашистов на захваченной им территории передает со держание плана «Ост». «Для не немецкого населения восточных областей, - го ворилось в нем, - не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным». Школьная политика гитлеровцев на оккупированной территории осуще ствлялась в соответствии с высказанной их фюрером мыслью о том, что «если мы будем учить русских, украинцев и киргизов читать и писать, то впоследст вии это обернется против нас. Образование даст наиболее развитым из них воз можность изучать историю, овладеть историческим опытом, а отсюда развивать политические идеи, которые не могут не быть губительными для наших инте ресов... Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обу чение в области географии может быть ограничено одной единственной фразой - «столица рейха - Берлин»... Математика и все прочее подобное совершенно не нужны». Примером такой «просветительной политики» оккупантов может слу жить их деятельность в Ставропольском крае, где они разрушили 537 школь ных зданий. Имущество школ было разграблено или вывезено в Германию. Во всех школах сохранялось всего 10 процентов всего оборудования, которое было до войны. Почти полностью были уничтожены библиотеки. Общий ущерб со ставил около 1 млн. 153 тыс. руб.6 Ликвидировав в крае советскую систему народного образования, фаши сты начали создавать свою. Было открыто около 40 небольших «народных» школ. Перед учителями, допущенными к обучению, была поставлена задача, 3 Дегтярь Д. Возрождение районов РСФСР, подвергшихся немецкой оккупации. - М., 1947. - С. 139. ‘ Генеральный план «Ост» // Военно-исторический журнал. 1960. № 1. С. 88. ' Немецко-фашистский оккупационный режим (1941-1944 гг.). М., 1965. С. 211. 6 Центр хранения документов молодежных организаций (далее - ЦХДМО). Ф. 1. Оп. 6. Д. 300. Л. 77-78. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz