Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

но-патриотического воспитания, развертывание массовой оборонной и политико-просветительной работы среди населения, а также оказание ак­ тивной посильной помощи фронту, промышленному и сельскохозяйст­ венному производству, семьям фронтовиков. Из этого круга основных задач вытекали более конкретные, частные, ме­ нявшиеся и уточнявшиеся в ходе войны, в связи с местными условиями. Рассматривая особенности работы школы в военных условиях, необходимо помнить, что частью гитлеровского плана «Ост» было разрушение советской школы. Ее полное уничтожение рассматривалось гитлеровцами как одно из важнейших условий и средств ликвидации идейного влияния советского обще­ ства и государства на свою молодежь. Конкретным выражением этой политики и идеологических устремлений фашизма стали разрушенные школьные здания, костры из школьных библиотек, учебно-наглядных пособий, учебников, школьной мебели и т.д. В огне войны только на территории РСФСР погибло 20 тыс. школьных зданий (из 30 тыс. довоенных).3 Суть всей политики фашистов на захваченной им территории передает со­ держание плана «Ост». «Для не немецкого населения восточных областей, - го­ ворилось в нем, - не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным». Школьная политика гитлеровцев на оккупированной территории осуще­ ствлялась в соответствии с высказанной их фюрером мыслью о том, что «если мы будем учить русских, украинцев и киргизов читать и писать, то впоследст­ вии это обернется против нас. Образование даст наиболее развитым из них воз­ можность изучать историю, овладеть историческим опытом, а отсюда развивать политические идеи, которые не могут не быть губительными для наших инте­ ресов... Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обу­ чение в области географии может быть ограничено одной единственной фразой - «столица рейха - Берлин»... Математика и все прочее подобное совершенно не нужны». Примером такой «просветительной политики» оккупантов может слу­ жить их деятельность в Ставропольском крае, где они разрушили 537 школь­ ных зданий. Имущество школ было разграблено или вывезено в Германию. Во всех школах сохранялось всего 10 процентов всего оборудования, которое было до войны. Почти полностью были уничтожены библиотеки. Общий ущерб со­ ставил около 1 млн. 153 тыс. руб.6 Ликвидировав в крае советскую систему народного образования, фаши­ сты начали создавать свою. Было открыто около 40 небольших «народных» школ. Перед учителями, допущенными к обучению, была поставлена задача, 3 Дегтярь Д. Возрождение районов РСФСР, подвергшихся немецкой оккупации. - М., 1947. - С. 139. ‘ Генеральный план «Ост» // Военно-исторический журнал. 1960. № 1. С. 88. ' Немецко-фашистский оккупационный режим (1941-1944 гг.). М., 1965. С. 211. 6 Центр хранения документов молодежных организаций (далее - ЦХДМО). Ф. 1. Оп. 6. Д. 300. Л. 77-78. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz