Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война потребовала подчинить всю жизнь страны интересам фронта, задачам разгрома немецко- фашистских захватчиков, защиты страны, ее свободы и независимости. «Всё для фронта! Всё для победы!» - это определяло и работу школы, педагогов. Не обходимо было, во-первых, невзирая на сложность условий, по-новому, высо коорганизованно и успешно осуществлять обучение и воспитание подрастаю щего поколения. Во-вторых, в соответствии с требованиями военного времени планировать школьную сеть, умело работать с педагогическими кадрами, гото вить их, проявлять заботу о них. Рассматривая историю отечественной школы и педагогики в годы Великой Отечественной войны против фашистских захватчиков, важно иметь в виду, что к ее началу в нашей стране выросло поколение, не знавшее другой власти, кро ме Советской, в сознание которого были индоктринированы идеи о преимуще ствах советского социалистического образа жизни, привиты соответствующие этому идеалы и ценности. Фактически выросло поколение, которое связывало свою судьбу с этой властью, равно как и судьбу отечества не представляло себе вне советского строя. Перестройка всей жизни страны на военный лад проявилась и в содержа нии воспитательной работы школы, и в ее общественной деятельности, и в по становке всего дела обучения и воспитания учащихся в духе патриотизма, го товности защищать родину. Сложность обстановки, в которой начинался уже первый военный учебный год, требовал повышения ответственности школ и органов народного образова ния не только за обучение и воспитание детей. «В нынешних условиях, - отме чал нарком просвещения России В.П. Потемкин, - школа является организую щим центром не только учебно-воспитательной работы. Она берет на себя часть и тех забот о сохранении жизни, здоровья и бытовых нуждах молодого поколения, которые до сих пор несла на себе семья».1«Школа, бесчисленными нитями связанная с населением, с народом, должна быть одной из самых актив ных сил в борьбе за идейную прочность нашего тыла», - говорилось в «Учи тельской газете».2 В годы войны школа должна была решать сложные и ответственные зада чи, которые в целом можно свести к следующим: - организация бесперебойной работы и обеспечение всеобуча; - организация постоянной заботы о миллионах детей, оказавшихся на государственном попечении в связи с тем, что их родители были призва ны в армию или заняты на производстве; - перестройка учебно-воспитательной работы, которая предполагала корректировку содержания образования, усиление политического, воен- 1Потемкин В.П. Статьи и речи по народному образованию. - М.-Л., 1947. С. 12. г Учительская газета. 1941. 7 октября. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz