Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Почти 60 лет минуло с момента окончания Великой Отечественной войны. За эти годы наш народ перенес немало испытаний, но вряд ли они могут сравниться с тем, что выпало на его долю в «тот самый долгий день в годы - на все четыре года». Уже нет той страны, за которую отдали свою жизнь миллионы людей. Переоце­ нивается и псреосмысливаегся вся история Отечества. В том числе и Великой Отече­ ственной войны. Тем не менее, именно победа в ней признается самым значительным событием, вызывающим гордость в нашей истории у большинства опрошенных рос­ сиян. Это чувство в полной мере может быть отнесено и к тому, что сделали учитель и школа страны. Когда-то Бисмарк в связи с окончанием франко-прусской войны ска­ зал, что победу в ней одержал прусский учитель. Без всякого сомнения можно счи­ тать, что в достижении победы советского народа в мае 1945 года велика заслуга оте­ чественной школы и учительства. Одним из результатов проведенного исследования является выявление особен­ ностей системы политического воспитания учащихся советской школы. В условиях войны важно было нейтрализовать враждебную пропаганду, воспитывать людей, спо­ собных обеспечить национальную безопасность, отстоять независимость страны. Изучение истории школы военных лет свидетельствует, что учителя проводили титаническую работу, внушая нашим людям, что война против фашизма является справедливой, освободительной войной во имя сохранения государственности и спа­ сения нации or физического и духовного уничтожения. Наряду с этим школа успешно решала проблему формирования у учащихся системы ценностей и модели поведения, в которой нуждалась страна, общество, стремившееся противостоять вражеской аг­ рессии - будь то военная или в сфере идеологии. Учителя формировали у своих воспитанников чувство любви к Родине, к своему народу, к многонациональной культуре своей страны, показывая несостоятельность и античеловеческую направленность расовой теории, опасность фашистских идей в це­ лом, а также политики фашистов. Обращение к истории школы военных лет позволяет говорить о существовании разнообразных форм проявления социальной активности учащихся. Большинство из них было основано на осознанном патриотизме, что проявляется в общественно по­ лезной деятельности подрастающего поколения. Но было и отклоняющееся от совет­ ской нормы поведение части учащихся. Среди важнейших выводов изучения истории школы военного периода можно назвать укрепление связи обучения с воспитанием. Учитель осуществлял не столько трансляцию знаний, сколько воздействовал на систему ценностей учащихся, форми­ рование социально значимого опыта поведения. Сами обучение и воспитание были тесно связаны с жизнью, с трудовыми усилиями народа, его борьбой против захват­ чиков. Изучение и осмысление истории школы военной поры может помочь в поиске той самой национальной идеи, о которой довольно много говорится в последние го­ ды. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz