Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

никшее еще в довоенные годы, с началом Великой Отечественной войны оно получило новый импульс, стало испытанием и школой социальной закалки де­ тей военного поколения. «В военный год у каждого из нас Вся жизнь идет серьезней и иначе. Не только бегать по лесу сейчас, Купаться, загорать - теперь не та задача. Помочь стране, чтоб храбрые бойцы, Придя домой, не поглядели хмуро. Свой труд на пользу родине отдать Решили мы - друзья Тимура».242 К этим словам свердловских школьников могли бы присоединиться тыся­ чи и тысячи тимуровцев страны, которых с каждым днем войны становилось все больше и больше. В Киргизии в 1944 г. в 1 тыс. 260 тимуровских командах было 7 тыс. 236 тимуровцев.243 В Москве 20 тыс. пионеров стали тимуровца­ ми,244 в Казахстане - 40 тыс.245 Всего более 3 млн. пионеров и школьников уча­ ствовали в тимуровской работе.246 Все они откликнулись на призыв А. П. Гай­ дара «не словами, а делом показать, как они ценят, берегут и любят свою стра­ ну».247 В деятельности тимуровцев, конечно, многое осталось неучтенным, по­ скольку она была во многом «секретной» - именно в этом высокий нравствен­ ный смысл. Действительно, бескорыстие, духовная щедрость, умение деятель­ но сострадать не имеют ничего общего с количеством нарубленных дров, со­ вершенных покупок, собранных для семей фронтовиков хлебных карточек и т.д. И все-таки в архивах сохранились сведения о деятельности тимуровцев. В Новосибирске, например, они открыли специальную мастерскую, где бесплатно ремонтировали семьям фронтовиков кастрюли, примусы, чайники и т.д.248 В Московской школе № 169 была создана мастерская по бытовому обслужива­ нию детей фронтовиков. Мальчики-тимуровцы бесплатно ремонтировали здесь для них обувь, а девочки чинили белье, чулки, платья и т.д.249 На протяжении всей войны тимуровцы помогали старикам и больным, приносили продукты, кололи дрова, читали газеты и т.д. Словом, они во многом на себя взяли заботу о семьях фронтовиков, помня обращенные к ним слова: «Семье бойца сегодня помогая, Ты помогаешь самому бойцу Громить врага от края и до края, Вести войну к победному концу».250 В годы войны помощь семьям фронтовиков называли половиной всей за­ боты о наших вооруженных силах. Эту оценку можно целиком отнести и к ти­ муровскому движению, которое занимало значительное место во всей деятель­ 241Константинов НА., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948. С. 367. 243 ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 7. Д. 86. Л. 25. 244Там же, д. 46, л. 128. Ешимханов С. Воспитание юных патриотов. Алма-Ата, 1976. С. 150. “ ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 7. Д. 62. Л. 23. Пионерская правда. 1941. 30 августа. 2адЦХДМО. Ф. 1. ОП. 7. д. 12. л. Юоб. Там же. Д. 94. Л. 25. Полярная правда. 1943. 4 октября. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz