Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

леровским командованием и проводившаяся насильно кампания по сбору теп­ лых вещей среди населения Германии и оккупированных ею стран потерпела полный провал. Выражением любви подрастающего поколения к защитникам Родины в годы войны стало участие школьников в сборе подарков для бойцов, команди­ ров Красной Армии и партизан. Посылки на фронт стали поступать в первые же недели войны. Например, в короткий срок пионеры и школьники Мурманска изготовили и отправили фронтовикам 20 тыс. конвертов.234 Пионеры Москвы направили в Красную Армию 120 тыс. посылок, 50 тыс. конвертов, 20 тыс. ки­ сетов и т.д.235 Подарки на фронт шли таким большим потоком, что Государст­ венный Комитет Обороны вынужден был принять специальное решение для упорядочения их доставки в действую армию. Как отмечается в документе во­ енных лет, учащиеся и учителя собирали и отправляли посылки на фронт с большим желанием, сознанием всей государственной значимости этих меро­ приятий.236 Велик вклад школьников страны в деятельность по сохранению жизни и здоровья раненых воинов. Они помогали оборудовать госпитали, ухаживали за ранеными, писали для них письма, читали литературу и т.д. Повсеместно про­ водившаяся работа в госпиталях явилась действенным средством воспитания ребят, от которых требовалось мужество, доброта, терпение. Стоило больших душевных сил изо дня в день дежурить в госпиталях, видеть муки и страдания раненых бойцов, уметь облегчить их, поддержать взрослых людей. Посещение госпиталей повышало требовательность ребят к себе. «Стыдно идти в госпи- w 237 таль с плохими отметками и дисциплинои» , - говорили они. Важным направлением оказания шефской помощи фронту стало также их участие детей в создании фонда здоровья защитников страны. Они организо­ вывали сбор лекарственных трав, ягод, грибов, различных продуктов. Так, на­ пример, школьники Краснодарского края по неполным данным за одно военное лето собрали 2 тыс. 110 кг лекарственных растений.238 Пионеры Терского рай­ она Мурманской области в 1942 г. собрали для раненых 3 тыс. кг ягод - мо­ рошки и брусники.239 Только в один день - 8 ноября 1942 г., когда проводился Всесоюзный пионерский воскресник, - таджикские школьники сдали в фонд здоровья 3 тыс. 150 кг шиповника, 1,5'тыс. кг мяты.240 За три года войны школьники страны сдали в фонд здоровья 240 тыс. 784 тонны дикорастущих растений.241 Важнейшим направлением общественно полезной деятельности школьни­ ков во внеурочное время в годы Великой Отечественной войны, оказавшим не­ измеримое воздействие на воспитание подрастающего повеления, формирова­ ние у них опыта общественного поведения, было тимуровское движение. Воз­ 234ГАМО. Ф. 394. ОП. I. Д. 123. Л. Збоб. 235ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 7. Д. 12. Л. 9. 236 См.: ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2807. Л. 90. 237 Сов.педагогика. 1943. № 8-9. С. 22. 2!*ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д 2778 Л. 33 239ГАМО. Ф. 394. ОП. 1. Д. 59. Л. 27. 2* ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 7. Д. 13. Л. 9. 241 ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 8. Д. 119. Л. 12. 62 ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz