Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
имела также значение и для усиления оборонной, а затем и наступательной мощи в борьбе нашей страны с фашистскими агрессорами. Конкретное выражение имеющий глубокое политическое содержание ло зунг «Все для фронта, все для победы!» получил в широком движении совет ских людей по оказанию шефской помощи фронту. Различными были его формы, и в каждом нашли свое место школьники. В первые же дни войны был создан фонд обороны и вооружения Красной Армии и Военно-Морского Флота. Посильное участие в сборе средств на воо ружение принимали дети и подростки. Так, пионеры Горьковской области ре шили построить танк «Пионер». Заработанные средства, трудодни, средства от сбора лекарственных трав они сдавали в фонд строительства танка. Уже в де кабре 1941 сюда поступило свыше 250 тыс. рублей.226 А спустя некоторое вре мя газета «Правда» сообщала: «Танк «Горьковский пионер» громит врага».227 Вскоре горьковские школьники собирали средства на строительство еще одно го танка.22 Пионеры 6-й школы Йошкар-Олы, обсуждая на своем сборе подвиг Н. Гас- телло, решили: «Быть похожими на Гастелло, так же горячо любить Родину и ненавидеть врага. Увековечить память о Гастелло - соберем средства на по стройку самолета его имени. Пусть на этом самолете новые герои прославят Родину в борьбе с фашизмом».2 9 Слово с делом у ребят не расходилось: к ок тябрю 1942 г. на самолет имени Н.Гастелло марийские школьники собрали 180 тыс. рублей.230 В сборе средств на строительство танков и самолетов участвовали школь ники всей страны. На строительство различных видов вооружения школьники собрали за годы Великой Отечественной войны 542 млн. рублей. Призыв в армию в начале войны миллионов людей потребовал огромного количества воинского обмундирования. На помощь государству пришел весь народ. В работу по сбору и изготовлению, вещей и белья для воинов включились школьники. Так, в Москве было открыто около 400 учебно-производственных мастерских, где трудились почти 17 тыс. ребят. Здесь девочки шили и ремонти ровали белье и обмундирование для воинов.231 В Мурманске с помощью пионе ров и школьников было собрано 2,5 тыс. пар рукавиц, 100 пар меховых чулок для летчиков, сотни пар носков, полушубков.2 2 Члены кружка Кугской школы в Дагестане связали для воинов 8 тыс. 310 пар носков.233 Всего за счет полученных от населения и собранных с помощью школьни ков в 1941 г. теплых вещей было обуто и одето около 2 млн. воинов. Эта рабо та носила государственно-политический характер и была действенной помо щью фронту. Значение ее тем более важно подчеркнуть, что объявленная гит Филиппова А. Указ.соч. С. 10-12. 227 Правда. 1942. 18 января. 228ЦГА РФ. Ф. 5462. ОП. 31. Д. 36. Л. 18-19. 2” Леухин Б.Д. Смена идет. Йошкар-Ола, 1972. С. 90. “ ЦХДМО. Ф. 1 .0 П .7 . Д. 13. Л. 1об. 231 Булгаков В. Дети и война/ / Нач.школа. 1942. № 10. С. 21. 232 Государственный архив Мурманской области (далее - ГАМО), ф. 394, on. 1, я 250 л 5 253ЦГА РФ.Ф 2306. ОП. 70. Д. 2856. Л. 9. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz