Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
сигнования на нужды народного образования, большое значение приобретала работа учащихся для школы. Уже в первый военный год они включились в подготовку школ к началу учебных занятий. Так, учащиеся Горьковской области заявили: «Не нужны нам ремонтные рабочие. Мы сами будем и малярами, и столярами, и стекольщика ми, и электромонтерами». И ребята сдержали слово - сами подготовили школы к началу учебного года.220Подобная работа проводилась повсеместно. Учащиеся взяли на себя заботу о сохранении школьных зданий, имущест ва. Например, в 89-й московской школе из числа старшеклассников была соз дана бригада слесарей для ремонта отопительной системы, канализации и во допроводной сети. До начала работ ребята прошли обучение у своих шефов на заводе «Пролетарий», после чего могли оказывать необходимую помощь шко- 221 ле. Участвуя в этой работе, школьники помогали стране экономить значитель ные средства. Так, например, учащиеся двух саратовских школ, отремонтиро вав своими силами классные помещения, способствовали экономии 13 тыс. руб.222 Трудно подсчитать тот экономический эффект, который получен в ре зультате осуществления ремонта школьных зданий силами учащихся. Только в Восточном Казахстане в 1942 г. школьники участвовали в ремонте 649 школь ных зданий, тысяч парт, досок, другого имущества.223 Воспитательный эффект трудовой активности школьников самоочевиден. По мере изгнания фашистских захватчиков с территории Советского Сою за учащиеся подключались к восстановлению школьных помещений. В Бело руссии, например, к 1 апреля 1945 г. при активном участии школьников было восстановлено 10 тыс. 462 школы,224 в Молдавии - 970.225 Эта работа проводи лась повсеместно. Многое ученики делали сами: носили бревна, сооружали простые столы, скамейки, классные доски. В условиях строгого дефицита бумаги и значительного сокращения изда ния учебников большое значение имела задача их сохранения. В школах созда вались мастерские, в которых ребята чинили, восстанавливали, переплетали учебники. Учащиеся находили различные способы восстановления использо ванных тетрадей. Так у них воспитывалась инициативность, деловитость, пред приимчивость. Большое хозяйственное и воспитательное значение имел также труд уча щихся на пришкольных участках. Многие школы имели довольно большие по площади участки, где выращивали продукты питания для организации горячих завтраков учащихся, а также для передачи в Фонд обороны. Трудно переоце нить значение этой деятельности школьников, в которых воспитывалось чувст во хозяина, уважения к труду на благо государство. Эта работа школьников 220Филиппова А. Горьковчане работают для фронта // Вожатый. 1942. № 3. С. 10. 221 Учительская газета. 1943. 7 июля. 222 Там же. 1942. 7 июля. 223 Там же. 3 сентября. 224 ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 6. Д. 229. Л. 97. 225 Там же. Д. 278. Л. 39. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz