Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

сигнования на нужды народного образования, большое значение приобретала работа учащихся для школы. Уже в первый военный год они включились в подготовку школ к началу учебных занятий. Так, учащиеся Горьковской области заявили: «Не нужны нам ремонтные рабочие. Мы сами будем и малярами, и столярами, и стекольщика­ ми, и электромонтерами». И ребята сдержали слово - сами подготовили школы к началу учебного года.220Подобная работа проводилась повсеместно. Учащиеся взяли на себя заботу о сохранении школьных зданий, имущест­ ва. Например, в 89-й московской школе из числа старшеклассников была соз­ дана бригада слесарей для ремонта отопительной системы, канализации и во­ допроводной сети. До начала работ ребята прошли обучение у своих шефов на заводе «Пролетарий», после чего могли оказывать необходимую помощь шко- 221 ле. Участвуя в этой работе, школьники помогали стране экономить значитель­ ные средства. Так, например, учащиеся двух саратовских школ, отремонтиро­ вав своими силами классные помещения, способствовали экономии 13 тыс. руб.222 Трудно подсчитать тот экономический эффект, который получен в ре­ зультате осуществления ремонта школьных зданий силами учащихся. Только в Восточном Казахстане в 1942 г. школьники участвовали в ремонте 649 школь­ ных зданий, тысяч парт, досок, другого имущества.223 Воспитательный эффект трудовой активности школьников самоочевиден. По мере изгнания фашистских захватчиков с территории Советского Сою­ за учащиеся подключались к восстановлению школьных помещений. В Бело­ руссии, например, к 1 апреля 1945 г. при активном участии школьников было восстановлено 10 тыс. 462 школы,224 в Молдавии - 970.225 Эта работа проводи­ лась повсеместно. Многое ученики делали сами: носили бревна, сооружали простые столы, скамейки, классные доски. В условиях строгого дефицита бумаги и значительного сокращения изда­ ния учебников большое значение имела задача их сохранения. В школах созда­ вались мастерские, в которых ребята чинили, восстанавливали, переплетали учебники. Учащиеся находили различные способы восстановления использо­ ванных тетрадей. Так у них воспитывалась инициативность, деловитость, пред­ приимчивость. Большое хозяйственное и воспитательное значение имел также труд уча­ щихся на пришкольных участках. Многие школы имели довольно большие по площади участки, где выращивали продукты питания для организации горячих завтраков учащихся, а также для передачи в Фонд обороны. Трудно переоце­ нить значение этой деятельности школьников, в которых воспитывалось чувст­ во хозяина, уважения к труду на благо государство. Эта работа школьников 220Филиппова А. Горьковчане работают для фронта // Вожатый. 1942. № 3. С. 10. 221 Учительская газета. 1943. 7 июля. 222 Там же. 1942. 7 июля. 223 Там же. 3 сентября. 224 ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 6. Д. 229. Л. 97. 225 Там же. Д. 278. Л. 39. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz