Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

В последующие годы войны участие школьников в сельскохозяйственном труде приняло еще больший размах. Так, в Грузии в 1942 г. в сельхоработах участвовало более 99 тыс. человек, которые выработали 1 млн. 581 тыс. 679 трудодней,2" в Таджикистане - более 100 тыс. школьников.212 Всего по стране в 1942 г. в различных видах сельхозработ было занято свыше 4 млн. 765 тыс. учащихся.21 Они пропалывали овощные культуры, заготавиливали удобрения, обрабатывали поля от вредителей, собирали колоски и т.д. Участвуя в этих ви­ дах деятельности, тяжелых, не особенно привлекательных, но крайне необхо­ димых - дети демонстрировали высокий уровень сознательности, понимание собственной ответственности за судьбу страны. С первых же дней работы в колхозах учащиеся во главе с учителями про­ водили одновременно большую политико-массовую работу среди населения: организовывали читки газет, выпускали стенные газеты и боевые листки, уст­ раивали вечера и концерты художественной самодеятельности и т.д. Так, мос­ ковские школьники, выехавшие в колхозы, организовали 90 агитбригад, в кото­ рые входила почти тысяча человек.214 В Шахунском районе Горьковской облас­ ти учащиеся во время сельскохозяйственных работ провели около 7,5 тыс. чи­ ток газет, 3,5 тыс. бесед, выпустили 531 стенную газету и 556 боевых лист­ ков.215 В Азербайджане из 82,5 тыс. учащихся, которые в 1943 г. работали в колхозах республики, 4 тыс. были агитаторами и пропагандистами.21 Сельскохозяйственный труд был не единственным, хотя и самым массо­ вым видом общественно полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны, которая потребовала также широкого вовлечения их и в промышленное производство. Уже в 1942 г. на промышленных предприятиях и стройках страны трудилось более 1,2 млн. подростков.217 Только на предпри­ ятия авиационной промышленности в первом военном году пришло около 100 тыс. подростков.218 Зачастую без отрыва от учебных занятий учащиеся помогали предприяти­ ям выполнять ответственные заказы фронта. Например, учащиеся школ г. Ку­ таиси в Грузии работали на суконной фабрике, консервном заводе, вязали шер­ стяные варежки, перчатки, подшлемники, получая сырье от предприятий. 28 тыс. московских школьников встали в годы войны к станкам, заменив отцов.219 Практически невозможно учесть все многообразие форм и конкретного со­ держания производительного труда школьников в военные годы. Однако со­ вершенно очевидно, что активное участие их в нем было основано на сознании своего гражданского долга, ответственности за судьбу страны. В годы Великой Отечественной войны, когда основные средства и ресурсы страны были направлены на организацию отпора врагу, резко сократились ас­ 2" ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 7. Д. 18. Л. 28. ш Там же. Д. 19, Л. 98. Ленинский комсомол в Великой Отечественной войне. М., 1975. С. 183. 114ЦХДМО. Ф. .011.7. Д. 17. Л. 29. 215Там же. !16Там же. Д. 45. Л. 52. 117КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: Документы. 1917-1968. М., 1969. С. 112. Шигалин Г.И. Народное хозяйство СССР в период Великой Отечественной войны. М., 1960. С. 235. !'9ЦХДМО. Ф. 1.0П . 7. Д. 46. Л. 127. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz