Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Важное место в работе по гражданскому воспитанию во внеурочное время в годы Великой Отечественной войны занимала общественно полезная дея­ тельность школьников. Она рассматривалась и как средство, и, в известной ме­ ре, как результат воспитания. При этом педагоги исходили из той мысли, что настроения, убеждения проявляются в деятельности. Необходимость включе­ ния личности в активную деятельность еще в школьном возрасте была обосно­ вана еще в довоенный период. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Мака­ ренко, С. Т. Шацкий и другие теоретики и практики воспитания полагали, что это - мощный фактор воспитания, умения жить и трудиться в обществе. Н. К. Крупская, в частности, считала, что, пусть работа детей и невелика, но полезная деятельность позволяет осознать себя нужными обществу. В этом - педагоги­ ческий смысл вовлечения детей в общественно полезную деятельность различ­ ных видов. В условиях начавшейся войны размак общественно полезной деятельности школьников неизмеримо возрос, и она приобретала небывалое прежде полити­ ческое значение: подростки наряду с женщинами были основной производи­ тельной силой в тылу, от их труда во многом зависел исход войны с фашист­ ской Германией. Осознание того, что перед лицом нависшей над Родиной опасности они вместе со взрослыми призваны выполнять большое и ответственное дело, сыг­ рало огромную роль в психологической подготовке детей и подростков к труду. «Труд - не игра, не забава; он всегда тяжел и серьезен, - писал еще К. Д. Ушин- ский, - и только полное осознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда».206 А цель во время войны была - защитить страну, ее независимость, разгромить фашистского аг­ рессора. В этих условиях активное, сознательное отношение школьников к тру­ ду было проявлением результатов политико-просветительной работы школы. Особое место во всей общественно полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны занимал сельскохозяйственный труд. Уже летом и осенью 1941 г. участие в нем школьников приняло широкий и массо­ вый характер. Например, в Азербайджане в сельхозработах участвовало более 75 тыс. пионеров и школьников,207 в Казахстане - 350 тыс.,208 в Куйбышевской области - 160 тыс.209 и т.д. В находившейся в непосредственной близости с фронтом Мурманской области учащиеся школ Терского района, например, зая­ вили в канун учебного года: «Вместе со взрослыми мы будем крепить оборону страны, будем помогать колхозам в уборке урожая».210 Ударно, перевыполняя нормы, учащиеся участвовали в различных видах сельскохозяйственных работ. 206 Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч. Т. 2. С. 339. Керимли Л.Л. Общественно полезный труд пионеров Дзербайджана в годы Великой Отечественной войны // Учен.зап. /Аз .гос.пед.ин- та им. В.И. Ленина. Баку, 1972. С. 34. 208 ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 7. Д. 4. Л. 24. 209 ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2780. Л. 68. 210 Большевистская трибуна. 1941.4 сент. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz