Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Важное место в работе по гражданскому воспитанию во внеурочное время в годы Великой Отечественной войны занимала общественно полезная дея тельность школьников. Она рассматривалась и как средство, и, в известной ме ре, как результат воспитания. При этом педагоги исходили из той мысли, что настроения, убеждения проявляются в деятельности. Необходимость включе ния личности в активную деятельность еще в школьном возрасте была обосно вана еще в довоенный период. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Мака ренко, С. Т. Шацкий и другие теоретики и практики воспитания полагали, что это - мощный фактор воспитания, умения жить и трудиться в обществе. Н. К. Крупская, в частности, считала, что, пусть работа детей и невелика, но полезная деятельность позволяет осознать себя нужными обществу. В этом - педагоги ческий смысл вовлечения детей в общественно полезную деятельность различ ных видов. В условиях начавшейся войны размак общественно полезной деятельности школьников неизмеримо возрос, и она приобретала небывалое прежде полити ческое значение: подростки наряду с женщинами были основной производи тельной силой в тылу, от их труда во многом зависел исход войны с фашист ской Германией. Осознание того, что перед лицом нависшей над Родиной опасности они вместе со взрослыми призваны выполнять большое и ответственное дело, сыг рало огромную роль в психологической подготовке детей и подростков к труду. «Труд - не игра, не забава; он всегда тяжел и серьезен, - писал еще К. Д. Ушин- ский, - и только полное осознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда».206 А цель во время войны была - защитить страну, ее независимость, разгромить фашистского аг рессора. В этих условиях активное, сознательное отношение школьников к тру ду было проявлением результатов политико-просветительной работы школы. Особое место во всей общественно полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны занимал сельскохозяйственный труд. Уже летом и осенью 1941 г. участие в нем школьников приняло широкий и массо вый характер. Например, в Азербайджане в сельхозработах участвовало более 75 тыс. пионеров и школьников,207 в Казахстане - 350 тыс.,208 в Куйбышевской области - 160 тыс.209 и т.д. В находившейся в непосредственной близости с фронтом Мурманской области учащиеся школ Терского района, например, зая вили в канун учебного года: «Вместе со взрослыми мы будем крепить оборону страны, будем помогать колхозам в уборке урожая».210 Ударно, перевыполняя нормы, учащиеся участвовали в различных видах сельскохозяйственных работ. 206 Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч. Т. 2. С. 339. Керимли Л.Л. Общественно полезный труд пионеров Дзербайджана в годы Великой Отечественной войны // Учен.зап. /Аз .гос.пед.ин- та им. В.И. Ленина. Баку, 1972. С. 34. 208 ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 7. Д. 4. Л. 24. 209 ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2780. Л. 68. 210 Большевистская трибуна. 1941.4 сент. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz