Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

Публикации 1941-1945 гг. о школе периода Великой Отечественной войны до сих пор невозможно читать бесстрастно. В целом они дают яркое представ­ ление о реальной организации учебно-воспитательного процесса, состоянии материальной базы школы, характеризуют личность учителя того времени. Многие из этих материалов одновременно являются бесценными источниками наших знаний о школе тех лет. В послевоенные годы данная тема продолжала привлекать исследователей - как гражданских историков, так и специалистов в области истории педагоги­ ки. Достаточно заметить, что различным аспектам, связанным с деятельностью школы в годы Великой Отечественной войны, посвящено более 40 диссертаци­ онных исследований, сотни статей, брошюр, разделов в общих работах по ис­ тории страны военного периода. Наибольшую известность приобрела книга С. А. Черника «Советская об­ щеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: Историко­ педагогическое исследование» (М., 1984). Несмотря на 20 лет, прошедшие с момента ее издания, она остается наиболее полно отражающей деятельность школы страны в годы Великой Отечественной войны, раскрывающей особен­ ности учебно-воспитательного процесса, содержание и методы работы учите­ лей, детских и юношеских организаций, работавших в то время во взаимодей­ ствии со школой. В 1992 г. была защищена докторская диссертация В. В. Дрыночкина «Ве­ ликая Отечественная война и функционирование советской системы народного образования (на материалах государственных, партийных, общественно- политических и патриотических движений страны)». В ней критически проана­ лизированы механизмы руководства партийными и государственными органа­ ми системой народного образования в стране, разносторонне рассмотрены трудности, просчеты в реализации школьной политики в 1941 - 1945 гг. Изучение многочисленной литературы по проблеме позволяет отнести к наименее изученным ее аспектам анализ реального учебно-воспитательного процесса (учебно-методические комплексы, уровень преподавания, формы и методы воспитания и др.), особенности психологии учителей и детей, их поло­ жение. В связи с развалом Советского Союза и «уходом в национальные квар­ тиры» предпринимаются попытки анализа школы вне реальных связей, сущест­ вовавших в годы войны. Речь, в частности, идет о том, что из регионов России многие школы, детские дома были эвакуированы в республики Средней Азии. Но при рассмотрении истории «отечественной» школы деятельность средне­ азиатской (или, наоборот, российской) как бы не берется во внимание. Важно учитывать и то, например, обстоятельство, что в годы войны отсутствовал еди­ ный союзный наркомат просвещения, и все наркоматы в своей деятельности ориентировались на наркомат просвещения РСФСР. Можно, конечно, рассмат­ ривать деятельность школы отдельных регионов, что, безусловно, важно. Но существует необходимость и целостного системного анализа проблемы без на­ рушения принципа историзма. А это значит, что важно учитывать существова­ ние единой страны, жившей по единому закону «Все для фронта! Все для побе­ ды!». 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz