Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
15 сентября 1942 г. осталось невыполненным.195 Одной из причин этого назы валась все та же низкая педагогическая подготовка кадров пионерских работ- 196 ников. В этой связи нельзя не отметить еще одну проблему в деятельности пио нерской организации периода военного времени, оказавшую влияние на всю ее последующую историю. Речь идет о постановлении ЦК ВЛКСМ от 6 сентября 1941 г., которое лишало детей права самостоятельно решать вопрос о своих ли дерах, вожаках - они не выбирались, а назначались вожатыми.197 Нормы ко мандно-административной системы управления в сочетании с бюрократиче ским централизмом, которые утвердились в стране, все больше проникали в пионерскую и комсомольскую организации. Это лишало их права самостоя тельного политического действия, ослаблялась самодеятельная основа работы этих организаций, которые все больше становились звеньями в цепи отбора но менклатурных работников, угодных системе, что особенно проявилось уже в послевоенные годы. Еще одним шагом на пути свертывания самодеятельных начал комсомоль ской организации стал XII пленум ЦК ВЛКСМ, состоявшийся в 1944 г. Он по требовал от школьных комсомольских организаций все делать в помощь дирек тору, учителям, во всем советоваться с ними, «спрашивать у них согласия на проведение того или иного мероприятия». Даже ставить на обсуждение комсо мольского собрания вопросы можно было отныне только с предварительного 198 тт согласия на это директора школы. Директор, учителя наделялись правом ак тивно вмешиваться в дела комсомольцев, приостанавливать и отменять их ре шения. Это не могло не вести к ослаблению организации, отчуждению детей от нее, формированию индифферентности детей, в том числе и политической, что позднее, уже в послевоенные годы, ярко проявилось в различных сферах обще ственной жизни. В годы Великой Отечественной войны во взаимодействии общественных организаций детей и подростков в школе и учителей проявились две крайности: с одной стороны, часть учителей, вожатых подменяли органы самоуправления этих организаций, выступая в роли своеобразных диктаторов, а с другой, на блюдался отказ от сотрудничества и взаимодействия. Многие учителя решили, что им не обязательно работать в контакте с комсомольской и пионерской ор ганизациями, поскольку не было соответствующего постановления Совнаркома по этому поводу.199 Оценивая эту позицию учителей, необходимо помнить, что они были поставлены в нее всей системой жизни по инструкции, утвердившей ся в стране еще в довоенные годы. В данной связи уместно вспомнить идею К.Д. Ушинского, что требование к учителю работать по инструкции мертвит школьную жизнь.200 1,5 ЦХДМО. Ф. 1. Оп. 2. д. 212. Л. 164. |% Там же. Л. 169. " 7ЦХДМО. Ф. 1. On. 3. Д. 275. Л. 82. 198Там же. Оп. 2. Д. 212. Л. 30, 33. 155ЦХДМО. Ф. 1. Оп. 7. Д. 79 Л 28. 200 Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы II Собр.соч.: В 11-ти тг. Т. 2. М.-Л., 1948. С. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz