Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

В целях политического контроля за воспитанием, деятельностью в школе комсомольских и пионерских организаций ставилась задача усиления партий­ ного руководства этими организациями. Но в школах партийные организации в годы войны очень ослабли: среди учителей 34 областей страны насчитывалось всего 5 процентов членов и кандидатов в члены коммунистической партии,18" а в большинстве школ, как отмечалось на XII пленуме ЦК ВЛКСМ, партийных организаций вообще не было.189Данная ситуация нашла свое отражение и в ус­ таве школы 1943 г., в котором говорилось, что комсомольские организации ра­ ботают под руководством райкома, горкома ВЛКСМ, а пионерские - под руко­ водством директора, райкома и горкома комсомола. При этом нет ни слова о том, что руководством их деятельности занимаются и школьные партийные ор- 190 ганизации. Определенные надежды были связаны с учительскими комсомольскими организациями: учителя-комсомольцы и старшие пионерские вожатые нередко возглавляли школьные комсомольские организации, и это в ряде случаев по­ зволяло педагогически правильно строить работу в них. Однако, как правило, учительские комсомольские организации сами были довольно слабыми и мало­ численными, к тому же, как отмечается в документах военных лет, многие учи- w IQ] теля чрезвычайно отстали в своих знаниях и политическом кругозоре. Очень плохо обстояло и дело с кадрами пионерских вожатых. В большин­ стве своем они не имели педагогической подготовки. Часто на пионерскую ра­ боту направлялись люди неподготовленные, малограмотные, стоящие порой по уровню своего развития ниже, чем многие пионеры.192 Все это приводило к су­ щественным недостаткам и ошибкам в воспитательной работе пионерских ор­ ганизаций во многих школах страны. Как уже отмечалось, основным документом, определявшим содержание, формы и методы работы пионерской организации в годы Великой Отечествен­ ной войны, явилось постановление ЦК ВЛКСМ от 15 сентября 1942 г. В нем особо подчеркивалась необходимость соблюдать принцип самодеятельности пионерской организации. «Считать неправильной и вредной для пионерской организации и воспитания детей практику работы тех вожатых, которые все де­ лают за пионеров и подменяют их инициативу и самодеятельность», - отмеча­ лось в постановлении.193 Предполагалось, что вожатые, учителя пересмотрят характер своих взаимоотношений с детской организацией. Однако, спустя полгода, 25 февраля 1943 г., Наркомпрос РСФСР указывал в своем приказе на неудовлетворительную работу учителей по выполнению принятого ЦК ВЛКСМ решения. 94 Еще более жесткая оценка прозвучала на XII пленуме ЦК ВЛКСМ, где было сказано, что фактически постановление от ЦХДМО.Ф 1.0п. 2.Д. 214. Л. 61 "’ Там же. Д. 212. Л. 34. 1,0Там же. On. 7. Д. 75. Л. 19. 191ЦГА РФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 2682. Л. 23. т ЦХДМО. Ф. 6. Оп. 8. Д. 119. Л. 4. Комсомол и школа. С. 124. 1,4 НА РАО. Ф. 18. Оп. 2. Д. 499. Л. 104. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz