Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
троль за настроениями подрастающего поколения, и индтоктринация соответ ствующих потребностям системы политических установок и идей. Одновре менно у учащихся формировался соответствующий опыт коллективистского поведения, поскольку на сборах, собраниях у них формировалось умение выра батывать коллективное мнение, сообща планировать работу, подводить ее ито ги, разрешать возникавшие трудности и т.д. Однако, как видно из документов военных лет, содержание работы комсо мольских и пионерских организаций не всегда удовлетворяло запросы учащей ся молодежи, отвечало на волновавшие детей и подростков вопросы.181 Нередко комсомольские собрания и пионерские сборы проводились сухо, становились как бы продолжением классных собраний с «разбором» недисциплинирован ных и слабо успевающих учащихся. Зачастую комсомольские и пионерские ор ганизации слабо влияли на работу школ, деятельность многих из них была за- формапизована и, как говорится в ряде комсомольских документов, «обюро- 182 крачена». Негативным явлением в школе после начала войны стало падение дисцип лины и порядка вообще, наметилась и вполне объяснимая тенденция к ухудше нию успеваемости.183 «Не секрет, - отмечалось, например, на совещании ра ботников просвещения Сибири и Дальнего Востока в октябре 1942 г., - что вой на отрицательно сказалась на дисциплине школьников... состояние ее настоль ко расшатано, что дальше не может быть терпимо. Есть факты поножовщины, факты разболтанности в школах, факты антисемитизма, неподчинения учите лям».18 Преступность среди несовершеннолетних резко выросла: только за три квартала 1943 г. она подскочила на 80 процентов и продолжала увеличивать ся.1s Это было следствием безнадзорности, нарушения распределительных от ношений в обществе, ослаблением воспитательной работы в школе. В стремлении навести в школах порядок ЦК комсомола, наркомпросы приняли ряд решений, в которых в качестве важной задачи школьных комсо мольских и пионерских организаций определялась их помощь учителю в его работе по воспитанию учащихся дисциплинированными.186 Это правильное, в общем, требование было в практике работы школ абсолютизировано, что вы звало известное ограничение деятельности и инициативы комсомольской и пионерской организаций. В значительной степени эффективность педагогического взаимодействия со школьными комсомольскими организациями снижалась вследствие низкой квалификации комсомольских работников: они сами «слабо знали школу, не овладевали знаниями, необходимыми для работы с учащимися, не советовались с учителями».187 В результате все «руководство» сводилось к проведению мас совых парадных мероприятий. 1,1 ЦХДМО. Ф. 1. On. 3. Д. 307. Л. 88; Д. 325. Л. 5. Там же. On. 7. Д. 49. Л. 41; Д. 109. Л. 1; а также: ЦГА РФ. Ф. 2306. On. 70. Д. 2807. Л. 93; Д. 2866. Л. 10 и др 1,5 ЦГА РФ. Ф. 2306. On. 70. Д. 2866. Л. 10. "“ Там же. Д. 2752. Л. 22об. 115ЦХДМО. Ф. 1.0п.7. Д. 101. Л. 18. ЦГА РФ. Ф 2306. Оп. 69. Д. 2829. Л. 59об; Учебно-воспитательная работа в школе: Руководящие документы. М 1944 С 14. 187 ЦХДМО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 325. Л. 5. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz