Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

принятием конкретных решений о проведении воскресника, сбора средств в фонд обороны, агитационно-пропагандистской работы среди населения о необ­ ходимости сдачи теплых вещей и т.д. Например, на одном из комсомольских собраний в г. Горьком, которое было посвящено знакомству с подвигами моло­ догвардейцев, было принято решение начать сбор средств на танк имени Олега Кошевого.179Таких примеров немало. На комсомольских собраниях и пионерских сборах обсуждались вопросы общественно-политического характера: комсомольцы и пионеры знакомились с приказами Верховного Главнокомандующего, докладами и выступлениями ру­ ководителей партии и государства, нотами наркома иностранных дел, сообще­ ниями Комиссии по разоблачению преступлений на оккупированной советской территории и т.д. Коллективное чтение и обсуждение материалов по этим во­ просам помогало ориентироваться в событиях общественно-политической жиз­ ни и затем разъяснять их своим младшим товарищам, раненым в госпиталях, членам семей, над которыми шефствовали тимуровцы, и т.д. Важным направлением политико-воспитательной работы комсомольских и пионерских организаций в годы войны было воспитание на революционных и боевых традициях. Многие пионеры участвовали в военно-исторических играх «Три великих полководца», «Русские прусских всегда бивали», которые прово­ дила газета «Пионерская правда». Одной из форм приобщения комсомольцев и пионеров к революционным традициям были подготовка и празднование го­ довщин Великой Октябрьской социалистической революции, Красной Армии, Ленинского комсомола и пионерской организации, которым придавалось акту­ альное звучание. Так, в комсомольских организациях проводились собрания, а в пионерских дружинах - сборы, посвященные 25-летию ВЛКСМ, 20-летию присвоения пио­ нерской организации имени В.И. Ленина, 25-летию РККА и т.д. На собраниях, сборах, пионерских кострах комсомольцы и пионеры знакомились с жизнью и руководителей партии и государства, героев гражданской и Великой Отечест­ венной войны. Эти собрания и сборы становились не только средством полити­ ческого просвещения. На них, равно как и на уроках предметов, главным обра­ зом, гуманитарного цикла, шло формирование героических символов - тех примеров для подражания, в которые вкладывалось особое содержание: реаль­ ному человеку приписывались зачастую черты идеальной личности, на кото­ рую должен был равняться каждый школьник. Герои-символы были необходимы, потому, считает исследователь данной проблемы Е. С. Сенявская, что они «служили опорой Системы, потому что пер­ вым и главным качеством, которым наделяла их пропаганда, являлась беззавет­ ная преданность все той же Системе. И именно эти качества она должна была 180 воспитать в миллионах сограждан». Следует вместе с тем отметить, что через деятельность общественных ор­ ганизаций в школе, через собственно школу как часть той самой Системы, о ко­ торой пишет Е.С. Сенявская, осуществлялись и своего рода политический кон­ '” ЦХДМО. Ф I. Оп. 7. Д. 45. Л. 142. Сенявская Е.С. Героические символы: реальность и мифология войны //Отечественная история. 1995.№ 5. С.31. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz