Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМСОМОЛЬСКОЙ И ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ В разнообразной работе по развитию общественно-политической активно­ сти учащихся в годы войны значительную роль играли комсомольская и пио­ нерская организации. Фактически, все вопросы воспитательной работы с уча­ щимися в школе решались в тесном взаимодействии с ними. Об этом, в частно­ сти, свидетельствуют совместное принятие решений по важнейшим вопросам воспитания учащейся молодежи, обращения наркомпросов и ЦК комсомола к пионерам, комсомольцам-школьникам. 6 июля 1942 г. решением ЦК ВЛКСМ при нем был создан Совет по воспитанию детей, куда вошли видные советские педагоги И. А. Каиров, Е. Н. Медынский, учителя, писатели и т.д.176 Основные задачи деятельности комсомольских организаций в условиях войны были определены постановлением ЦК ВЛКСМ от 23 июня 1941 г. «О мероприятиях по военной работе в комсомоле», в котором были сформулиро­ ваны и задачи воспитательной работы с учащимися.177 Перестраивая свою дея­ тельность применительно к условиям военного времени, пионерские организа­ ции руководствовались постановлением ЦК ВЛКСМ «О крупных недостатках в работе пионерской организации и мерах по исправлению этих недостатков».1 '8 Особое внимание в названных документах уделялось вопросам политиче­ ского просвещения подрастающего поколения. Рекомендовалось постоянно проводить доклады, читки, беседы и т.д. Но самым главным был деятельност­ ный подход к воспитанию: ЦК комсомола требовал, чтобы каждый комсомо- лец-школьник, каждый пионер активно участвовал в оказании посильной по­ мощи фронту. Именно различные формы оказания помощи своему государству в решении важнейших военно-хозяйственных задач и рассматривались как ос­ новное средство гражданского воспитания подрастающего поколения. Различ­ ные виды этой деятельности будут раскрыты ниже. Военная обстановка, осознание опасности, нависшей над страной, стрем­ ление быть ей полезными во всех сферах жизни и собственно деятельность по оказанию помощи фронту способствовали ускоренному взрослению детей и подростков, формированию у них гражданской позиции, небезучастного отно­ шения к событиям внутренней и внешней политики. Особенно наглядно это проявилось в том, что свое основное внимание комсомольские организации и пионерские отряды и дружины сосредоточили на вопросах трудовой и общест­ венно-политической деятельности. Проведению различных практических дел школьников предшествовали комсомольские собрания, пионерские сборы, на которых определялись кон­ кретные задания - кому, когда и что нужно делать. В годы войны действен­ ность, конкретная направленность комсомольских собраний и пионерских сбо­ ров существенно повысилась: активное обсуждение статей из газет, событий местной жизни, знакомство с подвигами на фронте заканчивалось, как правило, 1,6 ЦХДМО. Ф. 1. On. 7. Д. 12. л. 7. 177Товарищ Комсомол. Документы съездов, конференций и пленумов ЦК ВЛКСМ: В 2-х тт. Т. 2. М., 1969. С. 3. 178 Комсомол и школа: Сб. документов. М., 1979. С. 121-124. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz