Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМСОМОЛЬСКОЙ И ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ В разнообразной работе по развитию общественно-политической активно сти учащихся в годы войны значительную роль играли комсомольская и пио нерская организации. Фактически, все вопросы воспитательной работы с уча щимися в школе решались в тесном взаимодействии с ними. Об этом, в частно сти, свидетельствуют совместное принятие решений по важнейшим вопросам воспитания учащейся молодежи, обращения наркомпросов и ЦК комсомола к пионерам, комсомольцам-школьникам. 6 июля 1942 г. решением ЦК ВЛКСМ при нем был создан Совет по воспитанию детей, куда вошли видные советские педагоги И. А. Каиров, Е. Н. Медынский, учителя, писатели и т.д.176 Основные задачи деятельности комсомольских организаций в условиях войны были определены постановлением ЦК ВЛКСМ от 23 июня 1941 г. «О мероприятиях по военной работе в комсомоле», в котором были сформулиро ваны и задачи воспитательной работы с учащимися.177 Перестраивая свою дея тельность применительно к условиям военного времени, пионерские организа ции руководствовались постановлением ЦК ВЛКСМ «О крупных недостатках в работе пионерской организации и мерах по исправлению этих недостатков».1 '8 Особое внимание в названных документах уделялось вопросам политиче ского просвещения подрастающего поколения. Рекомендовалось постоянно проводить доклады, читки, беседы и т.д. Но самым главным был деятельност ный подход к воспитанию: ЦК комсомола требовал, чтобы каждый комсомо- лец-школьник, каждый пионер активно участвовал в оказании посильной по мощи фронту. Именно различные формы оказания помощи своему государству в решении важнейших военно-хозяйственных задач и рассматривались как ос новное средство гражданского воспитания подрастающего поколения. Различ ные виды этой деятельности будут раскрыты ниже. Военная обстановка, осознание опасности, нависшей над страной, стрем ление быть ей полезными во всех сферах жизни и собственно деятельность по оказанию помощи фронту способствовали ускоренному взрослению детей и подростков, формированию у них гражданской позиции, небезучастного отно шения к событиям внутренней и внешней политики. Особенно наглядно это проявилось в том, что свое основное внимание комсомольские организации и пионерские отряды и дружины сосредоточили на вопросах трудовой и общест венно-политической деятельности. Проведению различных практических дел школьников предшествовали комсомольские собрания, пионерские сборы, на которых определялись кон кретные задания - кому, когда и что нужно делать. В годы войны действен ность, конкретная направленность комсомольских собраний и пионерских сбо ров существенно повысилась: активное обсуждение статей из газет, событий местной жизни, знакомство с подвигами на фронте заканчивалось, как правило, 1,6 ЦХДМО. Ф. 1. On. 7. Д. 12. л. 7. 177Товарищ Комсомол. Документы съездов, конференций и пленумов ЦК ВЛКСМ: В 2-х тт. Т. 2. М., 1969. С. 3. 178 Комсомол и школа: Сб. документов. М., 1979. С. 121-124. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz