Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
званы слабой общей и методической подготовкой учителей к воспитательной работе. Они зачастую перекладывали подготовку и проведение политинформа ций на самих учащихся, часто без учета их возможностей и возрастных особен ностей. В результате дети формально воспроизводили зазубренный материал, не понимая смысла политической терминологии, использовавшейся в прессе. Довольно часто учителя смотрели на политинформации как на второстепенное дело, дополнительный привесок к учебным занятиям. Нередкими были случаи, когда политинформации подменялись классным собранием с объявлениями, «разборами» и т.д. В годы Великой Отечественной стали получать распространение лекто рии для старшеклассников, где они знакомились с различными аспектами меж дународных общественно-политических событий, связанных с войной и жиз нью в тылу. Тематика занятий в лекториях была весьма разнообразной: «Цели и задачи советского народа в Великой Отечественной войне», «Тихоокеанский театр военных действий», «Новый порядок фашистов в Европе» и т.д. С боль шим интересом воспринимались лекции «Советская молодежь в Отечественной войне», «Боевые подвиги юных», «У наших союзников» и др. Нередко лекции сопровождались кинофильмами, литературно музыкальными композициями, выступлениями агитбригад и т.д. В работе лек ториев принимали участие и профессиональные лекторы, партийные и комсо мольские работники. Живой интерес учащихся вызывали встречи с участника ми боевых действий, особенно если это были их сверстники. Актив лекториев составляли лекторские группы. Члены их выступали пе ред своими школьными товарищами, населением, особенно часто - в госпита лях. Общим и главным в их работе было то, что основное внимание отводилось военно-патриотической тематике, раскрытию вопросов внутренней и внешней политики государства на различных этапах войны в соответствии со стоявшими задачами. Участие в работе лекторских групп способствовало формированию у учащихся навыков самостоятельного приобретения и систематизации полити ческих знаний, а также навыков пропагандистской деятельности. Наряду с лекториями в школах организовывались клубные дни, школь ные субботы, клубы выходного дня и т.п. Как правило, они посвящались зна комству учащихся с жизнью и деятельностью полководцев, историей борьбы народов Советского Союза с его врагами; здесь школьники знакомились с про изведениями литературы, искусства, отражавшими данную тематику. Для уча щихся 7-10 классов организовывались кружки комсомольской политучебы, где, как правило, будущие комсомольцы знакомились с историей комсомола, ком мунистической партии, политикой своего государства. Все это способствовало лучшему пониманию истории своей страны, характера войны, целей и задач ос вободительной борьбы советских людей.. В целом, несмотря на недостатки и трудности в организации внеклассной работы, среди которых можно выделить ее шаблонность, догматизм, учителя страны искали и находили формы и методы достаточно эффективного воздей ствия на сознание учащихся, их приобщения к общественно-политической жизни страны. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz