Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
ленно распространяемой геббельсовской брехни о том, что Красная Армия уничтожена».172 Переписка школ с фронтом имела огромное значение для обеих сторон. В школе она оказывала влияние на всю учебно-воспитательную работу. Сознание, что фронтовики следят за успехами в труде и учебе, повышало у школьников ответственность за свои дела и поступки. А на фронте детские письма станови лись источником моральной силы бойцов. Говоря о политинформациях, проводившихся в школах в военные годы, необходимо также отметить, что они, как правило, связывались и с задачами, стоявшими перед учащимися, и имели своей целью, кроме всего прочего, вы звать у них стремление осуществлять конкретные дела в помощь фронту. Вот, например, какие задачи поставила перед собой классный руководитель 60-й школы Маймаксы Сухопарова, готовясь к проведению 29 сентября 1941 г. по литинформации, в ходе которой предполгалось использовать стихотворение «Для победы над врагом» из «Пионерской правды»: «- средствами данного стихотворения пробудить в детях все большую любовь к Родине, к партии, героической Красной Армии, - пробудить в них ненависть и презрение к подлому фашизму; - подвести ребят к мысли о необходимости сбора металлического лома для фонда обороны».173 Однако, следует признать, что, хотя учителя, как правило, искренне стре мились связать политинформации с практическими задачами школы и делами учащихся, это было одним из наиболее уязвимых мест в их работе. Зачастую в ней было много примитивизма и искусственных увязок, на что обращали вни мание и другие исследователи.174 К числу типичных недостатков в организации и проведении политиче ских информаций в школах в годы войны следует, прежде всего, отнести сооб щения о материалах последней сводки Совинформбюро без их содержательно го анализа. Недостатком был и трафаретный пересказ газетного материала. За частую учителя стремились в одном сообщении затронуть большое число об щественно-политических событий, что вело к поверхностности. Нередкими бы ли случаи, когда политинформации вообще не проводились из-за боязни учите лей «пугать» детей трудностями на фронтах, отступлениями Красной Армии. Отсутствие же правильной и своевременной информации вело к появлению слухов среди учащихся. Порой проведение политинформаций задерживалось из-за непоступления газет, сведений с «Большой Земли». Так было, например, в школах Териберского района Мурманской области. Здесь политинформации проводились по мере сообщения сводок Совинформбюро с пограничного по ста.175 Многие ошибки и трудности в проведении политинформаций как очень важной формы политического воспитания школьников в годы войны были вы 1,2 Герои подполья. М.: Политиздат, 1970. С. 29. 173 ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2767. Л. 108. 174 Ивашин И.Ф. Указ соч. С. 30. 1,5 ГАМО. Ф.830. ОП. 1. Д. 4. Л. 50. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz