Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ленно распространяемой геббельсовской брехни о том, что Красная Армия уничтожена».172 Переписка школ с фронтом имела огромное значение для обеих сторон. В школе она оказывала влияние на всю учебно-воспитательную работу. Сознание, что фронтовики следят за успехами в труде и учебе, повышало у школьников ответственность за свои дела и поступки. А на фронте детские письма станови­ лись источником моральной силы бойцов. Говоря о политинформациях, проводившихся в школах в военные годы, необходимо также отметить, что они, как правило, связывались и с задачами, стоявшими перед учащимися, и имели своей целью, кроме всего прочего, вы­ звать у них стремление осуществлять конкретные дела в помощь фронту. Вот, например, какие задачи поставила перед собой классный руководитель 60-й школы Маймаксы Сухопарова, готовясь к проведению 29 сентября 1941 г. по­ литинформации, в ходе которой предполгалось использовать стихотворение «Для победы над врагом» из «Пионерской правды»: «- средствами данного стихотворения пробудить в детях все большую любовь к Родине, к партии, героической Красной Армии, - пробудить в них ненависть и презрение к подлому фашизму; - подвести ребят к мысли о необходимости сбора металлического лома для фонда обороны».173 Однако, следует признать, что, хотя учителя, как правило, искренне стре­ мились связать политинформации с практическими задачами школы и делами учащихся, это было одним из наиболее уязвимых мест в их работе. Зачастую в ней было много примитивизма и искусственных увязок, на что обращали вни­ мание и другие исследователи.174 К числу типичных недостатков в организации и проведении политиче­ ских информаций в школах в годы войны следует, прежде всего, отнести сооб­ щения о материалах последней сводки Совинформбюро без их содержательно­ го анализа. Недостатком был и трафаретный пересказ газетного материала. За­ частую учителя стремились в одном сообщении затронуть большое число об­ щественно-политических событий, что вело к поверхностности. Нередкими бы­ ли случаи, когда политинформации вообще не проводились из-за боязни учите­ лей «пугать» детей трудностями на фронтах, отступлениями Красной Армии. Отсутствие же правильной и своевременной информации вело к появлению слухов среди учащихся. Порой проведение политинформаций задерживалось из-за непоступления газет, сведений с «Большой Земли». Так было, например, в школах Териберского района Мурманской области. Здесь политинформации проводились по мере сообщения сводок Совинформбюро с пограничного по­ ста.175 Многие ошибки и трудности в проведении политинформаций как очень важной формы политического воспитания школьников в годы войны были вы­ 1,2 Герои подполья. М.: Политиздат, 1970. С. 29. 173 ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2767. Л. 108. 174 Ивашин И.Ф. Указ соч. С. 30. 1,5 ГАМО. Ф.830. ОП. 1. Д. 4. Л. 50. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz