Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
лись важнейшие события минувшей недели. Классный руководитель или уче ники делали краткие обзоры положения на фронтах войны, в тылу, а также в международной жизни. Тематические политинформации посвящались более подробному ознакомлению учащихся с отдельными вопросами или событиями. Вот, например, некоторые темы данного вида политинформаций: «Расовые бредни фашизма», «Отечественные войны в истории нашей страны», «Комсо мольцы на фронте», «Юные герои» и т.п. В опыте школ отдельных регионов страны в годы войны появилась такая форма политического просвещения, как единый политдень.169 К проведению тематических политинформаций, а также единого полит- дня привлекались комсомольские, партийные работники, проводившие беседы и читавшие лекции по тем или иным вопросам. Необходимо отмстить, что в те чение войны активными участниками подготовки и проведения политических информаций были сами учащиеся. Об этом свидетельствуют многие сохранив шиеся документы, хранящиеся в различных архивах, воспоминания ветеранов педагогического труда. Можно, однако, заметить, что степень самостоятельно сти учащихся при этом была различной: в одном случае они вносили дополне ния к сказанному учителем, в другом - делали краткие или развернутые сооб щения в своем классе, наконец, - готовили и проводили политинформацию в своем или подшефном младшем классе. Учитывая особую важность политического информирования учащихся, учителя, как правило, тщательно готовились к проведению политинформаций: систематически подбирали материалы из газет, журналов, сообщений радио, жизни родных и окружающих школьников людей. Уже в первый год войны в практику работы школ вошло привлечение к политинформациям участников боевых событий. Так, в городе Кадникове Вологодской области состоялись встречи с первыми Героями Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны летчиками М.П. Жуковым и П.Т. Харитоновым.170 В годы войны такие встречи с учащимися проводились повсеместно и постоянно и имели большое воспитательное значение. Большой воспитательный эффект имело использование на политинфор мациях писем фронтовиков. Эти письма разоблачали ложь фашистской пропа ганды о гибели и недееспособности Красной Армии, укрепляли уверенность в неминуемом разгроме врага. Вот, например, строки из письма с фронта в одну из эвакуированных мурманских школ: «Подлый и коварный враг не проник и никогда не проникнет к нашему славному Мурманску. Близок день, когда фа шистская мразь будет уничтожена и в Советском Заполярье Порукой этому на ша сила, черпаемая в единстве армии с тылом, наша готовность в любое время в любых условиях выполнить приказ... не жалея своей крови и самой жизни ради свободы и счастья нашей родной отчизны».171 Подобные письма, как вспоминала бывший секретарь Руднянского подпольного райкома комсомола З.А. Меркина, «лучше всякой пропаганды способствовали разоблачению уси '"ЦХДМО. Ф. l.on . 7. Д. 45. л. 119. 170ГРА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2771. л. 93. 171ГАМО. Ф. 323. ОП. 1. Д. 89. Л. 13. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz