Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

географии, разоблачение грабительского характера первой и особенно - второй мировой войн. Члены географических кружков совместно с исторических кружков становились инициаторами создания в школах уголков Великой Оте­ чественной войны. В них обязательно была карта, по которой можно было сле­ дить за изменениями положения на фронтах. Как правило, эта дежурная карта висела в самом видном и удобном месте. На переменах учащиеся собирались возле нее, отмечали происходившие перемены, обсуждали их. В этих же угол­ ках помещались различные материалы, иллюстрирующие очередное сообщение о ходе войны. В географических кружках большое внимание отводилось изучению зна­ чения различных регионов страны для достижения победы. Например, в Крас­ нодарском крае учащиеся самостоятельно знакомились и готовили сообщения: «Значение Кавказа как промышленной и сельскохозяйственной базы в условиях Отечественной войны», «Значение реки Волга в условиях Отечественной вой­ ны» и др.166 На основе данных периодических изданий члены географических кружков в школах свердловской области составляли мини-рефераты «Урал - кузница оружия», «Ленинград и его оборона» «Тыл Германии непрочен» и т.п.167 С подготовленными на их основе сообщениями учащиеся выступали в подшефных госпиталях, перед трудящимися на предприятиях, в колхозах, сов­ хозах, по месту жительства. В рассматриваемый период в школах проводились заочные путешествия по различным регионам СССР. Этот вид работы сохранился и получил даль­ нейшее распространение в послевоенный период. Такие путешествия «Широка страна моя родная», во время которых кружковцы знакомились с историей, культурой, природными особенностями различных регионов нашей страны, по­ стоянно проводились в годы войны в школах Алма-Аты, куда были эвакуиро­ ваны многие дети и взрослые из России, Украины, Белоруссии и других регио­ нов огромной страны. Они-то и становились активными участниками и «про­ водниками» на маршрутах заочных путешествий, рассказывая о своих родных местах. Все это расширяло кругозор учащихся, их знания о стране, способство­ вало реализации воспитательных задач в работе с учащимися. В разнообразной политико-воспитательной работе школ в годы войны особенно большое внимание уделялось агитационно-пропагандистским меро­ приятиям: политинформациям, митингам, вечерам, посвященным знаменатель­ ным событиям и т.д. В годы войны распространение получили такие виды по­ литинформаций, как оперативные,ошорные или сводно-тематические, темати­ ческие. Оперативные политинформации проводились ежедневно до уроков, на первом уроке или после занятий, как это было, например, в школах Рязанской области. Как правило, оперативные политинформации посвящались краткому ознакомлению учащихся с основными сообщениями Совинформбюро. Обзорные, или сводно-тематические политинформации, проводились один раз в неделю. На них отводилось от 20 до 40 минут. Здесь рассматрива­ ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2778. Л. 33. Там же. Д. 2795. Л. 117. 168ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2792. Л. 59. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz