Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
географии, разоблачение грабительского характера первой и особенно - второй мировой войн. Члены географических кружков совместно с исторических кружков становились инициаторами создания в школах уголков Великой Оте чественной войны. В них обязательно была карта, по которой можно было сле дить за изменениями положения на фронтах. Как правило, эта дежурная карта висела в самом видном и удобном месте. На переменах учащиеся собирались возле нее, отмечали происходившие перемены, обсуждали их. В этих же угол ках помещались различные материалы, иллюстрирующие очередное сообщение о ходе войны. В географических кружках большое внимание отводилось изучению зна чения различных регионов страны для достижения победы. Например, в Крас нодарском крае учащиеся самостоятельно знакомились и готовили сообщения: «Значение Кавказа как промышленной и сельскохозяйственной базы в условиях Отечественной войны», «Значение реки Волга в условиях Отечественной вой ны» и др.166 На основе данных периодических изданий члены географических кружков в школах свердловской области составляли мини-рефераты «Урал - кузница оружия», «Ленинград и его оборона» «Тыл Германии непрочен» и т.п.167 С подготовленными на их основе сообщениями учащиеся выступали в подшефных госпиталях, перед трудящимися на предприятиях, в колхозах, сов хозах, по месту жительства. В рассматриваемый период в школах проводились заочные путешествия по различным регионам СССР. Этот вид работы сохранился и получил даль нейшее распространение в послевоенный период. Такие путешествия «Широка страна моя родная», во время которых кружковцы знакомились с историей, культурой, природными особенностями различных регионов нашей страны, по стоянно проводились в годы войны в школах Алма-Аты, куда были эвакуиро ваны многие дети и взрослые из России, Украины, Белоруссии и других регио нов огромной страны. Они-то и становились активными участниками и «про водниками» на маршрутах заочных путешествий, рассказывая о своих родных местах. Все это расширяло кругозор учащихся, их знания о стране, способство вало реализации воспитательных задач в работе с учащимися. В разнообразной политико-воспитательной работе школ в годы войны особенно большое внимание уделялось агитационно-пропагандистским меро приятиям: политинформациям, митингам, вечерам, посвященным знаменатель ным событиям и т.д. В годы войны распространение получили такие виды по литинформаций, как оперативные,ошорные или сводно-тематические, темати ческие. Оперативные политинформации проводились ежедневно до уроков, на первом уроке или после занятий, как это было, например, в школах Рязанской области. Как правило, оперативные политинформации посвящались краткому ознакомлению учащихся с основными сообщениями Совинформбюро. Обзорные, или сводно-тематические политинформации, проводились один раз в неделю. На них отводилось от 20 до 40 минут. Здесь рассматрива ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2778. Л. 33. Там же. Д. 2795. Л. 117. 168ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2792. Л. 59. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz