Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ВВЕДЕНИЕ История отечественного образования и педагогической мысли советского периода весьма противоречиво освещается в работах современных авторов. Часть исследователей идеализируют данный период, другие, наоборот, подвер­ гают резкой, порой слабо аргументированной критике и отрицанию очевидных достижений. Очевидные трудности создает отсутствие опубликованных более или менее полно и объективно отражающих существо проблемы сборников до­ кументов. Все это порождает ситуацию, которую своеобразно определил поэт: «лицом к лицу лица не увидать - большое видится на расстоянии». По большому счету, в новой социально-образовательной ситуации перед педагогической наукой стоит важная задача осмысления всей истории отечест­ венной педагогики советского периода. Это вовсе не предполагает выдвижение очередного обвинения в необъективности и продажности в адрес исследовате­ лей истории вообще и истории педагогики в частности. Это как раз отражает очевидную истину, суть которой когда-то подметил В.И. Вернадский: «История науки должна критически составляться каждым научным поколением, и не только потому, что меняются запасы наших знаний о прошлом, открываются новые приемы восстановления былого. Нет! Необходимо вновь научно перера­ батывать историю науки, вновь уходить в прошлое, потому что благодаря раз­ витию современного знания о прошлом получает значение одно и теряет дру­ гое. Каждое поколение научных исследователей находит в истории науки отра­ жение научных течений своего времени. Двигаясь вперед, наука не только соз­ дает новое, но и неизбежно переоценивает старое, пережитое» (Очерки и речи. Вып. 2 .4 . II. М., 1922. С. 112). Период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. не является исклю­ чением. Уходящий все дальше в прошлое, он привлекает к себе внимание ис­ следователей стремлением лучше осмыслить и донести до новых поколений правду о нем, понять подлинные причины способности приблизить день побе­ ды, не постояв за ценой. О школе, обучении и воспитании, состоянии педагогики в годы Великой Отечественной войны написано немало. Проблема «Школа в годы Великой Отечественной войны» привлекает внимание исследователей все время своего существования - с того самого памятного, самого долгого дня в году. Уже в го­ ды войны в «Учительской газете», научйо-педагогических журналах «Началь­ ная школа», «Советская педагогика», других периодических изданиях стали по­ являться публикации об организации учебно-воспитательного процесса в усло­ виях военного времени, о состоянии материальной базы школы, о положении детей и учителей в условиях оккупации, о подготовке учительских кадров и т.д. Были изданы также специальные брошюры. Работы тех лет не только носят конкретный характер, содержат разнообразные факты и цифры, но и не умал­ чивают существовавшие проблемы и возникшие трудности. В них авторы от­ мечали тяжелейшее состояние народного образования в условиях войны, не­ достатки в области школьной политики. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz