Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ты сплачивали коллектив, распространяли опыт, рассказывали об обществен­ ных делах школьников, организовывали их на различные дела в помощь фрон­ ту. Наряду с общешкольными газетами выходили боевые листки по классам, которые помогали быстрее откликаться на события в стране, школе, классе, ор­ ганизуя учащихся на лучшую учебу, на помощь фронту. В качестве примеров можно привести опыт работы стенной газеты в Енатской школе Кичм-городецкого района Вологодской области. Она регуляр­ но выходила здесь под девизом «Учись по-боевому!», отражала жизнь школы, рассказывала о том, как воюют ее выпускники. Редакция из двадцати пяти че­ ловек была разбита на пять бригад, между которыми велось соревнование на наиболее интересный выпуск газеты.162 Ярко отражала жизнь и работу классов, учащихся общешкольная газета «Победа», выходившая в Верхне-нюдовской школе Мурманской области.163 Хорошо работал сектор печати в Лажской средней школе Кировской области. Газеты здесь хорошо оформлялись, главное - были действенными. В организа­ ции этой работы полезную роль сыграл корреспондентский кружок, куда вхо­ дили по одному выборному от класса и желающие. Здесь обрабатывались соб­ ранные юнкорами статьи, заметки и другие материалы. На занятиях кружка об­ суждали предстоящие выпуски газеты. Каждый номер становился событием в жизни учащихся. Ребята также помогали выпускать газеты в подшефных клас­ сах.164 Таким образом, во многих школах стенная печать была важным средст­ вом гражданского воспитания учащихся. Работа по выпуску газет способство­ вала выработке у них навыков общественно полезной деятельности, организо­ вывала на дела в помощь фронту. С деятельностью литературных кружков, стенной печати связано было проведение различных конкурсов творческих работ учащихся. Как правило, они приурочивались к знаменательным датам в общественно-политической жизни страны. Конкурсы были как внутришкольными, так и всесоюзными. Организатором одного из таких конкурсов стала газета «Пионерская правда». В нем приняли участие 3 тысячи 150 школьников, приславших 4 ты­ сячи 275 работ, посвященных 25-летию Красной Армии.165 Встретившиеся в архивных фондах работы отражают важный результат работы школы - приви­ тие школьникам чувства причастности к эталонам героической борьбы нашего народа против фашистских захватчиков. Школе принадлежала большая заслуга в создании символов для постоянного сравнения подрастающим поколением своего образа жизни с тем, который пропагандировался и был необходим для общества. Имена А. Матросова, Н. Гастелло, 3. Космодемьянской, Е. Чайкиной и других стали частью личной жизни многих детей и подростков военной поры. Целям политического воспитания служили и географические кружки. В центре их внимания сразу после начала войны стали вопросы политической 142ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2771. Л. 94. Там же. Д. 2978. Л. 35.. 164НА РАО. Ф. 15. ОП. 1. Д. 203. Л. 249. ЦХДМО. Ф. I. ОП. 7. Д. 67. Л. 1. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz