Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

тех военных лет может быть полезен и' сегодня: увеличение удельного веса произведений зарубежных авторов в курсе литературы, в работе литературных кружков могло бы способствовать формированию межкультурной компетенции подрастающего поколения. Как показал анализ источников, особенно большое место в работе лите­ ратурных кружков занимали произведения о Великой Отечественной войне В. Василевской («Радуга»), Б. Горбатова («Непокоренные»), Г. Гуляма («Ты не сирота»), А. Толстого («Русский характер») и др. Школьники знакомились с произведениями о жизни и подвигах Н. Гастелло, А. Чекалина, 3. Космодемь­ янской и т.д. Силу воздействия на учащихся увеличивало привлечение учите­ лями различных средств. Например, после чтения повести В. Василевской «Ра­ дуга» организовывался просмотр одноименного фильма, после чтения поэмы М. Алигер учащиеся смотрели фильм «Зоя». О степени эмоционального воздействия на учащихся этих фильмов можно догадываться. К сожалению, к отечественным источникам и свидетельствам вследствие непредсказуемости подходов к оценке своего прошлого зачастую возникает недоверие. Обратимся к свидетельству американцев. В своем письме Сталину Рузвельт писал: «В воскресенье в Белом Доме смотрели присланный нам Вами фильм «Радуга»... картина оказалась столь ве­ личественной, что понимали и без перевода. Она будет показана американско­ му народу». А американский генерал Маккарту, посмотрев фильм, сказал, что «русские спасли цивилизацию». В кинотеатрах сразу после просмотра «Радуги» американцы записывались добровольцами в армию.158 Ценным в работе литературных, как, впрочем, и других кружков, было то, что они не замыкались в стенах школы: их члены вели активную работу среди населения на агитпунктах, в домоуправлениях, в избах-читальнях и т.д. Все это было естественным продолжением кружковой работы: школьники вместе с учителями искали возможные пути реализации своих творческих замыслов, на­ ходок. Например, члены агитбригад выступали со стихами, частушками, напи­ санными участниками литературных кружков. Так, смоленские школьники - члены литкружка и агитбригады - сочинили и пели частушки: Немка Гитлера рожала - Вся Германия дрожала: Ждите горя, ждите бед - Народился людоед! А на улице туман - Полное затмение. Глянул Гитлер на Москву И лишился зрения. Через белую дорожку Пробежала мышка. Скоро красные придут - Полицаям крышка. Гитлер русского спросил: - Много ли оружия? |!| Российская газета. 1994. 5 января. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz