Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
тех военных лет может быть полезен и' сегодня: увеличение удельного веса произведений зарубежных авторов в курсе литературы, в работе литературных кружков могло бы способствовать формированию межкультурной компетенции подрастающего поколения. Как показал анализ источников, особенно большое место в работе лите ратурных кружков занимали произведения о Великой Отечественной войне В. Василевской («Радуга»), Б. Горбатова («Непокоренные»), Г. Гуляма («Ты не сирота»), А. Толстого («Русский характер») и др. Школьники знакомились с произведениями о жизни и подвигах Н. Гастелло, А. Чекалина, 3. Космодемь янской и т.д. Силу воздействия на учащихся увеличивало привлечение учите лями различных средств. Например, после чтения повести В. Василевской «Ра дуга» организовывался просмотр одноименного фильма, после чтения поэмы М. Алигер учащиеся смотрели фильм «Зоя». О степени эмоционального воздействия на учащихся этих фильмов можно догадываться. К сожалению, к отечественным источникам и свидетельствам вследствие непредсказуемости подходов к оценке своего прошлого зачастую возникает недоверие. Обратимся к свидетельству американцев. В своем письме Сталину Рузвельт писал: «В воскресенье в Белом Доме смотрели присланный нам Вами фильм «Радуга»... картина оказалась столь ве личественной, что понимали и без перевода. Она будет показана американско му народу». А американский генерал Маккарту, посмотрев фильм, сказал, что «русские спасли цивилизацию». В кинотеатрах сразу после просмотра «Радуги» американцы записывались добровольцами в армию.158 Ценным в работе литературных, как, впрочем, и других кружков, было то, что они не замыкались в стенах школы: их члены вели активную работу среди населения на агитпунктах, в домоуправлениях, в избах-читальнях и т.д. Все это было естественным продолжением кружковой работы: школьники вместе с учителями искали возможные пути реализации своих творческих замыслов, на ходок. Например, члены агитбригад выступали со стихами, частушками, напи санными участниками литературных кружков. Так, смоленские школьники - члены литкружка и агитбригады - сочинили и пели частушки: Немка Гитлера рожала - Вся Германия дрожала: Ждите горя, ждите бед - Народился людоед! А на улице туман - Полное затмение. Глянул Гитлер на Москву И лишился зрения. Через белую дорожку Пробежала мышка. Скоро красные придут - Полицаям крышка. Гитлер русского спросил: - Много ли оружия? |!| Российская газета. 1994. 5 января. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz