Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
тем, что большинство ребят со свойственной для этого возраста психологией увлекались всем героическим, фронтовыми событиями и не всегда понимали героику труда в тылу. Поэтому важно было показать, что победа куется в тылу благодаря героическому труду всех людей, объединенных стремлением к побе де и установлению мира. В деятельности кружков получила распространение краеведческая тема тика. Кружковцы собирали материалы об участниках войны - своих земляках. Например, члены исторического кружка 70-й одесской школы под руково дством своей учительницы Загривы собирали материалы об участии в войне одесситов. В Ширяевской школе Одесской области кружковцы организовали уголок «Патриоты Родины - воспитанники нашей школы», где были собраны фотографии, письма с фронта, личные вещи воинов —бывших учеников шко лы.156Уже в послевоенные годы опыт этих и других школ, например, Борисов ской в Московской области, был использован при создании уголков, комнат, залов и музеев боевой славы. Большое распространение получило ведение учениками дневников об их работе на заводах и фабриках, об оказании помощи фронту и т.д. Это в значи тельной степени способствовало гражданскому воспитанию учащихся, так как связывало дела и судьбы страны с их жизнью, позволяло лучше осознать, что и от них зависит свобода и независимость страны. Существенное место во внеклассной работе отводилось гражданскому воспитанию школьников средствами художественной литературы. Организуя работу литературных кружков, учителя принимали во внимание возросший ин терес учащихся к антифашистской литературе, в том числе - немецкой. Поэто му на занятиях кружков изучались такие темы, как «Фашистская Германия и творчество писателей-антифашистов», «Вчера и сегодня Германии в антифа шистской литературе» и др. Для показа жизни Германии в период фашисткой диктатуры учителя знакомили кружковцев с произведениями JI. Фейхтвангера. Например, о событиях 20-х годов в Мюнхене учащиеся узнавали из романа «Успех», из другого - «Семья Оппенгейм» - школьники узнавали о поджоге рейхстага и т.д. Это помогало лучше понять причины прихода фашистов к вла сти, социальные корни фашизма, человеконенавистническую сущность его по литики. Участвуя в работе литературных кружков, учащиеся обращались также к творческому наследию Г. Гейне. В частности, к поэме «Германия», которая, как отмечали учителя, представляла тем больший интерес, чем более ненавистным является все творчество Гейне для фашистов».157 На занятиях литературных кружков школьники знакомились с творчеством Г. Манна, Р. Роллана, А. Бар- бюса, Э. Хемингуэя и др. Знакомство с произведениями этих и других писате лей помогало лучше понять народы, представителями которых они являлись, познакомиться с их культурой, традициями, общественной жизнью. Это, в свою очередь, способствовало утверждению в умах учащихся мысли, что одолеть фашистскую чуму может только объединение усилий разных народов. Опыт 156Там же. ОП.7. Д. 111. Л. 91. 157См.: Советская педагогика. - 1942. - № 3-4. - С. 73. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz