Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Основные задачи внеучебной работы с учащимися в годы Великой Оте чественной войны были определены Наркомпросом РСФСР, который рекомен довал использовать в ней в основном те же, что и до войны, формы и методы работы, уделяя, однако, основное внимание занятиям оборонного характера и общественно полезной деятельности учащихся.'54 При организации всей внеклассной работы особое внимание уделялось ее политической направленности. Для этого в первую очередь использовались возможности исторических, географических, литературных и других кружков, участие в которых способствовало развитию политического мышления уча щихся, учило их разбираться самим и помогать другим разбираться в сложных вопросах политической жизни, расширяло их политический кругозор. В работе всех этих предметных кружков были, естественно, свои особенности, обуслов ленные спецификой предметов, но всех их объединяла направленность дея тельности на дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, а также стремление связать свою работу с общественно-политической жизнью страны в военных условиях. Так, в работе исторических кружков большое внимание уделялось изуче нию войн прошлого. Основные понятия и положения учения о войнах справед ливых и несправедливых, с которыми учащиеся, главным образом, знакомились на уроках, раскрывались здесь глубже и шире. Значительное место в работе ис торических кружков отводилось изучению жизни и деятельности великих пол ководцев прошлого. Результатом самостоятельной работы учащихся с литера турой, в том числе - периодической, где в годы войны постоянно публикова лись материалы подобного характера, становились доклады и сообщения, с ко торыми школьники выступали в младших классах, подшефных госпиталях. Широкое распространение в связи с этим получило изготовление альбомов «Наши великие предки», «Полководцы нашей Родины» и т.д. Большое место в работе исторических кружков занимали теоретические конференции. Как правило, они посвящались истории освободительных войн, героизму и отваге народов нашей страны'в борьбе против иноземных захватчи ков: «Борьба с польско-шведскими интервентами», «Москва на страже Роди ны», «Семилетняя война» и т.п. Конференции проводились в масштабах как школы, так и города. Например, историческая конференция учащихся Алма- Аты «Великие полководцы нашей Родины» проводилась в течение десяти дней. С докладами на ней выступило более пятисот учеников из 32 школ города.155 События Великой Отечественной войны вызвали к жизни новую темати ку в работе исторических кружков: «Города-герои Великой Отечественной войны», «Трудовой подвиг советского народа в тылу» и др. Последняя тема имела особое значение для гражданского воспитания учащихся. Это связано с 154 Внеклассная и внешкольная работа с учащимися в условиях военного времени: Инструкция Наркомпроса РСФСР.-М ., 1941.-С . 6. '” ЦХДМО.Ф. КОП. 6. Д. 255. Л. 66. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz