Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

мецкими князьями и помещиками. Народ, который дорожит своей родиной, бе­ режет ее, как зеницу ока, не только трудно, но и невозможно победить».148Сло­ вом, уроки литературы способствовали воспитанию у учащихся любви к отече­ ству, формировали в сознании учащихся образцы патриотического поведения. Значительные возможности для гражданской направленности воспитания учащихся в годы войны давало изучение русского и других языков народов СССР, а также - иностранных. В языке каждого народа отражается его много­ вековой опыт, традиции. Язык народа - его своеобразная история и учитель. Не случайно еще К. Д. Ушинский писал, что «язык народа, являясь полнейшим от­ ражением родины и духовной жизни народа, является в то же время для ребен­ ка истолкователем окружающей его природы и жизни».149 В условиях Великой Отечественной войны учителя русского и других язы­ ков старались насыщать свои уроки содержанием, которое воздействовало бы на патриотические чувства учащихся, вызывало у них желание всеми возмож­ ными средствами противостоять захватчикам, защитить свою страну. Для этого на уроках активно использовались материалы прессы. Так, в школе № 1 Молотовска Архангельской области на уроке «Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» в 6 классе использовались такие при­ меры: «Фашисты разрушили ценнейшие памятники русской старины: храм- музей в Новгороде, дом-музей Чехова в Таганроге, домик Чайковского в Клину, дом Римского-Корсакова в Тихвине», «Фашисты насильно отбирают у крестьян в занятых ими районах скот, хлеб, одежду - все, вплоть до последней детской рубашки» и др.150 В Тотемской школе № 1 Вологодской области учительница Некрасова на уроке «Сложноподчиненные предложения» приводила такие примеры: «Немецко-фашистские бандиты бросили все резервы, чтобы добиться успеха в боях на подступах к Москве», «Нет, никогда Гитлеру не уничтожить наш гордый русский народ, так как он могуч и его дело правое» и др.151 Учите­ ля стремились таким образом актуализировать содержание учебного материала, усиливать его воспитательное значение, хотя в ряде случае, как это видно, в ча­ стности, из приведенных примеров, делалось это слишком прямолинейно. В годы войны особое значение имело также изучение иностранных языков в школе. Учителя этого предмета стремились не только добиться прочных зна­ ний учащихся по всем разделам языка, но и значительно усилить воспитатель­ ный потенциал уроков. Особое внимание обращалось на воспитание у учащих­ ся патриотизма, любви к своему государству, на приучение их к ведению сис­ тематической работы по разоблачению фашистской идеологии и политики. Вот почему при изучении текстов таких авторов, как Г. Гейне, JI. Фейхтвангер учи­ теля на уроках немецкого языка раскрывали политические установки фашизма. В процессе обогащения словарного запаса учащихся большое внимание уделя­ лось общественно-политической лексике. Там же. Д. 2774. Л. 46об. Ушинский К.Д. Родное слово // Соч. Т. 2. С. 563. 150ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2766. Л. 157. 111Там же. Д. 2771. Л. 45. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz