Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
русскую силу». Эти слова писателя учащиеся и учителя подтверждали приме рами героизма советских людей на фронтах Великой Отечественной войны. При изучении в 6 классе творческого наследия Л. Н. Толстого методиче скими рекомендациями учителям литературы предлагалось знакомить учащих ся с жизнью писателя, рассказывать им об участии Толстого в обороне Сева стополя, читать «Севастопольские рассказы». Кроме того, учащиеся должны были прочитать те страницы романа «Война и мир», где говорится о Пете Рос тове, ушедшем к партизанам. Разбор отрывков романа рекомендовалось сопро вождать рассказами об участии в Великой Отечественной войне советских де тей. В 7 классе также при изучении творческого наследия JI. Н. Толстого пред лагалось рассказывать учащимся о Ясной Поляне, о разрушении е фашистами. Вместо изучения «После бала» учащиеся должны были познакомиться с отрыв ком из «Войны и мира» - «Кутузов на Бородинском поле».145 Уроки строились не только на основе произведений классической литера туры, но и только что появившихся произведений, среди которых «Русский во прос» К. Симонова, «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова и др. Акцентировали внимание на тех чертах людей, которые помогали им вы стоять в трудной ситуации. Значительно больше, чем прежде, на уроках литературы стала занимать самостоятельная работа учащихся. Она осуществлялась в разнообразных фор мах. Уже в первый военный год свердловские учителя, как и многие их коллеги в других регионах страны, осваивали новый для них вид работы с учащимися - написание рефератов: «Горький - непримиримый враг фашизма», «Советские писатели на фронте», «Обзор антифашистской литературы» и др.146 Анализ обнаруженных в архивах творческих работ учащихся позволяет ут верждать, что школьники глубоко сопереживали происходившим в стране со бытиям, чувствовали себя их непосредственными участниками. Вот, например, строки из сочинения вологодского десятиклассника Смирнова: «...в самый тяжелый, ответственный час я выполню с честью наркома приказ. А если, сраженный не встану я в строй, То родина скажет: «Погиб, как герой!». В его работе чувствовалась уверенность в неизбежной победе: «Стальными мощными клещами Мы стиснем гада с двух сторон. Победа будет лишь за нами, Враг будет нами сокрушен!»147 Ученик школы № 16 г. Мурома Горьковской области В. Чернов писал в своем сочинении по рассказу Горького «Старуха Изергиль»: «Люди были спа сены бессмертным подвигом Данко. Описывая его образ, невольно хочется ска зать о наших патриотах, борющихся против немецко-фашистских оккупантов... И тщетно пытается Гитлер покорить наш народ, поставить на колени перед не 1,4 Центральный государственный архив Октябрьской революции. Ф. 5462. ОП. 31. Д. 36. Л. 44. i4SСм.: В помощь учителю: Методические указания о преподавании общеобразовательных предметов в дни Великой Отече ственной войны. Саранск, 1942. 55 с. '* ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2795. Л. 67. 147 Там же. Д. 2771. Л. 56-57. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz