Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
хождении темы «Границы СССР» назвала соседями Советского государства Эстонию, Литву, Латвию, которые были представлены учащимся как враждеб ные СССР. Свою ошибку учительница объяснила тем, что «так в учебнике», который был издан в 1939 г. и не отражал происшедших перемен.140 Известны случаи, когда учителя географии, стремясь «увязать» материал уроков с современностью, требовали от учащихся воспроизведения последних сводок Совинформбюро. В случае, если те затруднялись, их долго корили. Дру гие учителя считали нужным зачитывать в классе доклады или выступления руководителей страны и др.141 Конечно, это было проявлением и собственной слабой профессиональной подготовки, и - во многом - следствием системы на четничества и догматизма, сопряженной с опасностью подвергнуться наказа нию за отступление от буквы инструкции, которая в те годы утвердилась в стране. Большой силой воспитательного воздействия на детей и подростков обла дает школьный курс литературы. Однако.уже в довоенное время уроки литера туры становились в достаточной степени заформализованными, не пробуж дающими самостоятельную мысль учащихся. На них, так же как и в самой ли тературе, да и в жизни, утверждалась, говоря словами В.В. Вересаева, «двух- е 142 этажность»: «одно мы пишем для себя, другое - для печати». Война многое изменила. Так же, как и другие, уроки литературы стали увязываться с начавшейся войной, воспитанием у учащихся ненависти к врагу, презрения к трусости, готовности стать на защиту отечества. Изучавшийся ли тературный материал учителя стремились связывать, там, где возможно, с со бытиями Великой Отечественной войны. Например, ленинградская учительни ца Е. И. Нечанская, стараясь воспитать у своих учеников храбрость, презрение к смерти и трусости, наряду с программными произведениями М. Ю. Лермон това знакомила их с поэмой «Беглец». Изложения, написанные затем учащими ся, показали, что трус Гарун, бежавший с поля боя, не сумевший отомстить за w 141 смерть родных и презираемый всеми, вызвал у них презрение и отвращение. Многие темы давались учителями по-новому. Например, как свидетельст вуют воспоминания ветеранов, в теме о В. А. Жуковском обычно изучалась «Светлана», «Теон и Эсхин», а стихотворение «Певец в стане русских воинов», написанное во время отечественной войны 1812 г., не рассматривалось. В усло виях Великой Отечественной войны учителя как раз обращались к этому стихо творению, полному горячих патриотических чувств, любви к родине. При изучении с шестиклассниками «Тараса Бульбы» особое внимание учащихся обращалось на характеристику образов Тараса и Остапа. Учителя подводили учащихся к мысли, что любовь к родине велика, и она рождает ге роизм и презрение к смерти. Особенно убедительно звучали слова Н. В. Гоголя: «Да разве есть на свете такие огни, муки, такая сила, которая пересилила бы 140Там же. 141Там же. Д. 2870. Л. 91. |4гЦит. по: Огонек. 1988. № 49. С. 7. Научный архив Российской академии образования (далее - НА РАО). Ф. 15. On. 1. Д. 203. J1. 36. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz