Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
рию фашистов, подводя также учащихся к мысли о недопустимости негативно го отношения к евреям, наблюдавшегося в станице.134 Учителя на своих уроках показывали, что несет оккупация. Для этого по стоянно привлекался газетный материал, сводки Совинформбюро. Например, учитель Левин из средней школы № 49 г.Горького широко использовал на сво их уроках вырезки, фотографии, другие материалы, дополняющие текст учеб ника. При изучении с учащимися темы «Калининская область» он рассказывал о зверствах фашистов, борьбе жителей области с ними.135 Учителя географии свердловских школ организовали ведение учащимися тетрадей для записи в них событий современности, что становилось хорошим дополнением к учебнику.136 Такая разнообразная работа способствовала тому, что учащиеся систематически следили за событиями политической и экономи ческой жизни страны. Анализ различных источников показывает, что, решая воспитательные за дачи на уроках географии, учителя использовали различные методы воздейст вия на сознание учащихся. Помимо уже упомянутых широко использовалась самостоятельная работа учащихся, готовивших различные сообщения, доклады. Это, например, широко практиковалось в школах Вологодской области, где учащиеся писали минирефераты «Непрочность тыла фашистской Германии», «Мощь стран антифашистского блока», «Значение Казахстана в осуществлении задач разгрома фашистских захватчиков» и др.137 В школах Горького, напри мер, учащиеся решали различные географические задачи: о военных поставках из США в СССР, о переброске войск союзников к Мальте, Суэцкому каналу и т.д.138 Выполнение различного рода практических заданий, требовавших систе матической работы с периодической печатью, не только развивало познава тельную активность учащихся, но связывало обучение с жизнью. Вместе с тем, в преподавании географии в школе были, естественно, недо четы и трудности, вызванные временем, низким уровнем подготовки учитель ских кадров. И другими причинами. На уроках временами использовался уста ревший фактический материал, не исправлялись устаревшие формулировки учебников, не всегда учитывались изменения в хозяйстве отдельных зарубеж ных стран и районов СССР, вызванные войной. Не все учителя, как показывают факты, могли связать теоретический материал программы с вопросами совре менности и дать им правильное объяснение. Так, при изучении темы «Италия» в одной из школ Балахны учительница, «рассказывая о похождениях итальян ских вояк, опустила вопросы программного содержания». В результате урок географии превратился в «урок текущей политики».139 Нередкими были случаи, когда учителя, в силу собственной неграмотности, допускали серьезные факти ческие ошибки. Например, учительница одной из горьковских школ при про- 134Там же. Д. 2778. Л. 26. 155Там же. Д. 2807. Л. 83. 1,6 Там же. Д. 2795. Л. 117. 137Там же. Д. 2771. Л. 69. 138Там же. Д. 2774. Л. 36. 139Там же. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz