Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ленные факты, которые можно было бы привести, свидетельствуют о низком качестве подготовки учителей, которые, давая учащимся неверные знания, тем самым формировали у них в известной мере искаженное политическое созна­ ние. Чтобы оказать помощь малоподготовленным учителям, институтами усо­ вершенствования учителей разрабатывались специальные поурочные схемы, которые рассылались по школам. Хотя они и оказывали помощь слабо подго­ товленным учителям, для творческих, грамотных педагогов они становились сдерживающим фактором, поскольку воспринимались администрацией, ин­ спекторами как документ отделов народного образования, от буквы которого нельзя было отойти. Это снижало эффективность воспитательной работы на уроках, в том числе и «Конституции СССР». Однако, несмотря на это, изучение этого предмета играло важную роль в воспитании у учащихся патриотических чувств, готовности активно содействовать достижению победы в Великой Оте­ чественной войне. Значительный воспитательный потенциал несли в себе уроки экономиче­ ской географии. Разрабатывая концепцию этого учебного предмета еще в дово­ енные годы, педагоги руководствовались мыслью В.И. Ленина о том, что «са­ мые глубокие корни и внутренней и внешней политики государства определя­ ются экономическими интересами, экономическим положением господствую­ щих классов».131 «Политика, - писал он, - есть концентрированное выражение экономики. Политика не может иметь первенства перед экономикой».1 В годы войны произошли огромные изменения на политической карте Ев­ ропы: многие страны лишились самостоятельности, границы были «размыты», перенесены столицы и т.д. Анализ этих перемен определял особое место курса географии в воспитании школьников в годы войны. Содержание школьных курсов географии тесно увязывалось с ее событиями. Учителя широко исполь­ зовали материалы современности. Изучая, например, Германию, они особое внимание уделяли характеристике государственного строя, рассказывали о приходе к власти фашистов во главе с Гитлером и причинах этого, объясняли название партии - «национал-социалистическая», сообщали, что собой пред­ ставляет Гитлер.133 Знакомя учащихся с сущностью германского фашизма, учителя раскрыва­ ли его антигуманную античеловеческую политику. Так, при изучении в пятом классе темы «Население СССР» учительница средней школы № 3 станции Фас- товецкая Тихорецкого района Краснодарского края М. И. Евстафьева не только знакомила с тем, какие народы населяют нашу страну, но и с положением ока­ завшихся на оккупированной гитлеровскими захватчиками территории. При этом она старалась в доступной пятиклассникам форме раскрыть расовую гео- 131Ленин В.И. Доклад о внешней политике на объединенном заседании ВЦИК и Московского Совета 14 мая 1918 г. // Полн. собр. соч. Т. 36. С. 327. 112Он же. Еще раз о профсоюзах // Там же. Т. 42. С. 278. ШЦГА РФ. Ф 2306. ОП. 70. Д. 2771. Л. 70. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz