Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
ленные факты, которые можно было бы привести, свидетельствуют о низком качестве подготовки учителей, которые, давая учащимся неверные знания, тем самым формировали у них в известной мере искаженное политическое созна ние. Чтобы оказать помощь малоподготовленным учителям, институтами усо вершенствования учителей разрабатывались специальные поурочные схемы, которые рассылались по школам. Хотя они и оказывали помощь слабо подго товленным учителям, для творческих, грамотных педагогов они становились сдерживающим фактором, поскольку воспринимались администрацией, ин спекторами как документ отделов народного образования, от буквы которого нельзя было отойти. Это снижало эффективность воспитательной работы на уроках, в том числе и «Конституции СССР». Однако, несмотря на это, изучение этого предмета играло важную роль в воспитании у учащихся патриотических чувств, готовности активно содействовать достижению победы в Великой Оте чественной войне. Значительный воспитательный потенциал несли в себе уроки экономиче ской географии. Разрабатывая концепцию этого учебного предмета еще в дово енные годы, педагоги руководствовались мыслью В.И. Ленина о том, что «са мые глубокие корни и внутренней и внешней политики государства определя ются экономическими интересами, экономическим положением господствую щих классов».131 «Политика, - писал он, - есть концентрированное выражение экономики. Политика не может иметь первенства перед экономикой».1 В годы войны произошли огромные изменения на политической карте Ев ропы: многие страны лишились самостоятельности, границы были «размыты», перенесены столицы и т.д. Анализ этих перемен определял особое место курса географии в воспитании школьников в годы войны. Содержание школьных курсов географии тесно увязывалось с ее событиями. Учителя широко исполь зовали материалы современности. Изучая, например, Германию, они особое внимание уделяли характеристике государственного строя, рассказывали о приходе к власти фашистов во главе с Гитлером и причинах этого, объясняли название партии - «национал-социалистическая», сообщали, что собой пред ставляет Гитлер.133 Знакомя учащихся с сущностью германского фашизма, учителя раскрыва ли его антигуманную античеловеческую политику. Так, при изучении в пятом классе темы «Население СССР» учительница средней школы № 3 станции Фас- товецкая Тихорецкого района Краснодарского края М. И. Евстафьева не только знакомила с тем, какие народы населяют нашу страну, но и с положением ока завшихся на оккупированной гитлеровскими захватчиками территории. При этом она старалась в доступной пятиклассникам форме раскрыть расовую гео- 131Ленин В.И. Доклад о внешней политике на объединенном заседании ВЦИК и Московского Совета 14 мая 1918 г. // Полн. собр. соч. Т. 36. С. 327. 112Он же. Еще раз о профсоюзах // Там же. Т. 42. С. 278. ШЦГА РФ. Ф 2306. ОП. 70. Д. 2771. Л. 70. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz