Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

в довоенный период исходили из ленинской мыли о том, что «любой закон есть 127 мера политическая, есть политика». При изучении этого предмета у учащихся должно было складываться по­ нимание сущности советского социалистического строя, основных прав и обя­ занностей граждан страны, ее политической системы и т.д. Все в конечном ито­ ге было направлено на воспитание у учащихся уважения к органам государст­ венной власти, праву, а также принятие политических установок данной власти. С началом войны в преподавание «Конституции СССР» были также внесе­ ны изменения. Из 66 часов, отводившихся на весь курс, 8 было посвящено изу­ чению новой темы - «Советское государство в условиях Великой Отечествен­ ной войны против гитлеровской Германии».128 При этом семиклассники знако­ мились с задачами, которые стояли в войне перед страной. Особое внимание уделялось ознакомлению с созданием антигитлеровской коалиции и политиче­ ской роли в ней Советского Союза. Были внесены изменения в изучение отдельных тем курса. Например, при знакомстве с политической основой СССР один из двух уроков отводился ха­ рактеристике гитлеровского «нового порядка», бесправного положения людей на временно оккупированной фашистами территории. При изучении темы «Высшие органы государственной власти СССР» особое внимание обращалось на деятельность Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования. К проведению всех уроков широко привлекался газетный материал, ис­ пользовались сообщения Совинформбюро. По утрам учащиеся, в первую оче­ редь, пионеры и комсомольцы по очереди слушали и записывали последнюю сводку новостей Совинформбюро, чтобы сообщить ее в классе. Однако преподавание курса «Конституция СССР» страдало целым рядом недостатков, которые в основном совпадают с отмеченными выше при характе­ ристике реализации воспитательных задач в процессе преподавания истории. К ним следует добавить заметно низкий урбвень общей и профессиональной под­ готовки учителей. Вследствие этого многие учителя допускали речевые «не­ брежности», которые вели к неверному отражению действительности. Напри­ мер, одна учительница 72-й школы Киевского района Москвы в своем рассказе об условиях образования союзных республик сказала: «Татарская республика со всех сторон окружена территорией СССР. Она не может быть социалистиче­ ской республикой... Крымская республика тоже не может быть социалистиче­ ской: там татар мало, недостаточно, чтобы образовать социалистическую рес­ публику».129 Многие учителя не могли объяснить, как функционируют высшие органы государственной власти в СССР. Так, рассказывая о палатах Верховного Совета СССР, одна учительница свела «всю разницу» между ними к тому, что «они со­ бираются в разное время и в разных помещениях».130 Эти и другие многочис­ 127Ленин В.И. О карикатуре на марксизм II Поли. собр. соч. Т. 30. С. 99. 128 Программы средней школы. Конституция СССР... С 129ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2728. Л. 70. 130Там же. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz