Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

Вводя те или иные понятия, авторы учебников, а вслед за ними учителя, трактовали их искаженно, соответственно политическим установкам утвердив­ шегося в стране режима власти Сталина. В частности, при изучении темы «Ор­ ганизация Советского государства» внимание учащихся-десятиклассников ак­ центировалось на неизбежном усилении насильственной функции государства «диктатуры пролетариата».124 Как уже отмечалось, в преподавании истории в годы Великой Отечествен­ ной войны произошло смещение некоторых акцентов при раскрытии тех или иных тем. Происходило это с учетом изменившихся реалий. Так, в условиях войны, когда США и Великобритания стали союзниками нашей страны по ан­ тигитлеровской коалиции, были внесены, изменения в освещение истории этих стран. Если до войны делался акцент на противоречия, разделявшие наши стра­ ны, на то, что, например, США и Великобритания были главными организато­ рами и участниками интервенции молодой Советской республики и т.п., то в условиях войны показывалось, что дружба народов нашей страны и США име­ ет давние исторические традиции. Акцент делался на дружественную позицию России во время войны американцев за свою независимость, помощь России северным штатам в борьбе против рабовладельческого Юга и т.д. При изучении истории Великобритании особое внимание стало уделяться ознакомлению с ее демократическими традициями. 125 Рассказывая о событиях прошлого, учителя стремились подвести учащихся к лучшему пониманию той исторической об­ становки и тех исторических условий, которые привели к союзу народы наших стран в совместной борьбе против гитлеровского фашизма. Проведенный анализ школьного исторического образования периода вой­ ны подтверждает высказанную академиком Б. А. Рыбаковым мысль о том, что «грубое вторжение конъюнктуры в такое тонкое дело, каким является препода­ вание истории» вело к тому, что «произвольно менялись, нарушались структу­ ры информационных блоков», навязывались одни понятия, «отменялись» дру­ гие, «открывались» и «закрывались» целые исторические эпохи.126 Это, в свою очередь, вело не только к образованию пробелов в исторических знаниях уча­ щихся, но и формированию в достаточной степени искаженного сознания под­ растающего поколения. В то же время не может вызывать сомнения и тот факт, что преподавание истории в годы Великой Отечественной войны способствовало воспитанию у подрастающего поколения патриотических чувств, готовности беззаветно слу­ жить своей Родине. Особое место в решении воспитательных задач в годы Великой Отечест­ венной войны занимал предмет «Конституция СССР». Вводя его в учебный план средней школы, разрабатывая концепцию его преподавания, педагоги еще Там же. С. 178. Программы средней школы. История СССР. Новая история. С. 39. 126См.: Отклик. Вып 4. М., 1988. С. 6. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz