Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

Особая важность сообщения таких знаний учащимся была связана еще и с тем, что накануне войны, как уже отмечалось выше, после заключения договора о дружбе и границах между СССР и Германией, антифашистская пропаганда, антифашистское воспитание практически прекратились. Однако в годы уже са­ мой войны в содержании школьного исторического образования явно намети­ лась антинемецкая направленность. Вся история немецкого государства пред­ ставлялась как сплошная цепь войн за порабощение русского и других народов, а сами немцы - как первейшие враги цивилизации и прогресса. Из содержания курса истории был изъят даже имевшийся в довоенных учебниках материал о перемещении центра международного рабочего движения в Германию (1848 г.) как «проблема, трудная для усвоения»."8 Конечно, необходимо было воспиты­ вать ненависть к фашистским захватчикам, но такая политизация историческо­ го образования, зачастую в ущерб достоверности и исторической правде, вела к формированию искаженного сознания учащихся. К этому же вело заведомо ложное раскрытие и других тем. В частности, при изучении курса истории СССР в 10 классе учащиеся в качестве «одного из факторов незыблемости морально-политического единства советского народа» преподносилось массовое уничтожение ни в чем не повинных людей.119Учите­ ля, руководствуясь различного рода указаниями, «вскрывали огромное значе­ ние своевременного разгрома врагов народа для окончательной победы над фашизмом».120 Так, в учебнике истории говорилось, что «Зиновьев, Каменев и Бухарин, действовавшие по приказу Троцкого»... явились «...прямыми организаторами убийства Кирова». Здесь же утверждалось, что Бухарин, Рыков, Томский, Ка­ менев, Зиновьев «...готовили злодейское убийство вождя партии товарища Сталина и других руководителей партии и правительства. Они продавали нашу родину империалистам и рассчитывали с их помощью восстановить в нашей 12 ! стране капитализм». Авторы учебников в обстановке утвердившегося культа личности Сталина вынуждены были использовать различные методы фальсификации истории с целью формирования ложных политических представлений, чувств и в целом политического сознания подрастающего поколения. Непомерно преувеличива­ лась роль Сталина в истории страны. Так, все политические стачки и выступле­ ния рабочих в период начала массовой политической борьбы в России связыва­ лись преимущественно с именем Сталина. Из текста учебника истории следо­ вало, что именно Сталин пришел к мысли о необходимости создания партии.122 В теме «Октябрьское вооруженное восстание» Сталин был представлен руко­ водителем подготовки и проведения вооруженного восстания в Петрограде.123 Эти примеры можно было бы продолжать. 118ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 69. Д. 2696. Л. 9. 119Программы средней школы. История СССР. ... С. 17. 120ЦГА РФ. Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2795. Л. 94. См.: История СССР: Учебник для X класса средней школы /Под ред. А.М.Панкратовой М 1941 С 325 122Там же. С. 18. 123 Там же. С. 166-167. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz