Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

Так, в 7 классе в курсе истории средних веков было увеличено время на изучение тем «Германия в 12-15 вв.», «Чехия в 12-15 вв.», «Тридцатилетняя война» и др. В 8 классе в курсе Истории СССР было добавлено время на изуче­ ние темы «Борьба с немецкими и шведскими феодалами» и т.д.114 Дополнительно выделявшееся время использовалось учителями для более яркого показа учащимся тех событий прошлого, которые выявляли захватниче­ скую политику Германии и героическую борьбу порабощенных ею народов. Так, при изучении темы «Германия в 12-15 вв.» учителя подробно останавлива­ лись на захватнической политике немецких феодалов на Востоке, на их жесто­ ком обращении к порабощенным народам, рассказывая учащимся о тех герои­ ческих битвах, которые приостановили продвижение немецких «псов-рыцарей» на Восток - Ледовом побоище и Грюнвальдской битве. При этом исторический материал, как правило, выводился учителями на современные события. Например, в отчете Алтайского краевого отдела народ­ ного образования говорится об одном из таких уроков. Учительница алейской школы № 2 рассказывала учащимся: «Во время набега на новгородские земли они грабили, жгли, убивали взрослых, а детей забирали в плен. Маркс о немцах этого периода говорил так: «охотники за детьми». Эти слова верны и сейчас. В нынешней войне немецкие захватчики еще более, чем семь веков назад, грабят, жгут, убивают взрослых и детей. Вот что писал Леня Хромов своему отцу. По­ слушайте: «Папа, фашисты хватали самых маленьких ребят, бросали их вверх и подставляли штыки, а еще они давали хлеб с порохом, и ребята умирали...»».115 Анализ различных источников свидетельствует, что учителя на своих уро­ ках стремились не только раскрыть сущность, как тогда говорилось, «марксист­ ско-ленинского учения о войнах», но и воспитать у учащихся чувство ненавис­ ти к врагу, посягнувшему на свободу страны, их свободу. Такую возможность давали многие темы по истории. В числе тех, кто настойчиво проводил подобную работу в отчете Сверд­ ловского областного отдела народного образования названы учителя Моносова и Мархасина, которые уделяли специальное внимание углубленной характери­ стике прусской военщины, рассматривавшейся ими в качестве идейно вдохно­ вительницы и предтечи германского фашизма. При этом учителя использовали меткие замечания о прусской военщине Г. Гейне, который писал, что «из ила Нильской долины возникли не только крокодилы, но и наследственно привиле­ гированное сословие, которое кровожадностью и прожорливостью даже пре­ восходит крокодилов».116 Важную роль в гражданском воспитании школьников играло раскрытие сущности фашизма и его разоблачение. В курсе новой истории (3 часть) в 10 классе при изучении Италии, Германии учащиеся знакомились с тем, как воз­ ник фашистские организации, кто составил их социальную основу, как и поче­ му гитлеровцы пришли к власти в Германии.117 114Там же. ОП. 69. Д. 2696. Л. 3. 1,5 Там же. ОП. 70. Д. 2764. Л. 77. " ‘ Там же. Д .2795. Л. 92. 117См.: Зубок Л.И. Новая история (1918 - 1938): Учебник для 10-го класса средней школы. М., 1938. С. 75, 158-167. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz