Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

РЕШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Осуществляя воспитательные задачи в процессе обучения, учителя в годы Великой Отечественной войны стремились, чтобы приобретаемые учащимися знания способствовали возникновению адекватных эмоций, чувств, умона­ строений. Эмоции должны были закреплять идеи, делать сознание устойчивым, а сами идеи и понятия должны были придать необходимую глубину настроени­ ям и чувствам, мотивам деятельности. Одним словом, требовалось вырабаты­ вать необходимую побудительную силу в виде вполне определенных идей, свя­ занных с защитой страны, чтобы они становились убеждениями, стимулирую­ щими соответствующую им деятельность и поведение. Особой силой идейного воздействия на учащихся обладает содержание гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии и др. Поэтому ниже речь пойдет об основных путях и средствах воспитания в процессе в первую очередь именно этих дисциплин. В формировании мировоззренческой позиции учащихся особое значение отводилось урокам истории. Еще в довоенный период Н. К. Крупская отмечала, что изучение истории способствует лучшему пониманию современности."2 С началом войны учителя, не дожидаясь специальных указаний, осуществ­ ляли перестройку преподавания истории с целью усиления их воспитательной направленности применительно к условиям военного времени. Актуальные воспитательные задачи, связанные с войной, нашли свое отражение в про­ граммно-методических документах наркомпросов союзных республик. Преподавание всех курсов исторических дисциплин велось с учетом шед­ шей войны. При изучении истории древнего мира в 5-6 классах учащиеся, зна­ комясь с сущностью рабовладельческого строя, должны были уяснить рабовла­ дельческий характер «того ярма, которое Гитлер хотел бы наложить на народы нашей страны».113 При изучении истории средних веков документами наркомпросов учите­ лям рекомендовалось раскрывать учащимся несостоятельность теории о мни­ мом превосходстве немецкой нации, провозглашенной фашистами. На кон­ кретном историческом материале учителя помогали учащимся лучше осознать захватническую политику, изуверскую жестокость и вероломство гитлеровской Германии и нелепость фашистской идеологии. Задачей большой важности в годы войны было разъяснение учащимся по­ ложений о войнах справедливых и несправедливых, осознание причин, харак­ тера Великой Отечественной войны, задач советского народа в ней. В связи с этим в содержание школьного исторического образования были внесены необ­ ходимые коррективы: в частности, увеличилось количество часов на изучение тем, связанных с историей войн. Крупская H.K. К вопросу о программах // Пед. соч. Т. 3. С. 42. J Центральный государственный архив Российской Федерации (далее ЦГА РФ). Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2847. Л. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz