Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
РЕШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Осуществляя воспитательные задачи в процессе обучения, учителя в годы Великой Отечественной войны стремились, чтобы приобретаемые учащимися знания способствовали возникновению адекватных эмоций, чувств, умона строений. Эмоции должны были закреплять идеи, делать сознание устойчивым, а сами идеи и понятия должны были придать необходимую глубину настроени ям и чувствам, мотивам деятельности. Одним словом, требовалось вырабаты вать необходимую побудительную силу в виде вполне определенных идей, свя занных с защитой страны, чтобы они становились убеждениями, стимулирую щими соответствующую им деятельность и поведение. Особой силой идейного воздействия на учащихся обладает содержание гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии и др. Поэтому ниже речь пойдет об основных путях и средствах воспитания в процессе в первую очередь именно этих дисциплин. В формировании мировоззренческой позиции учащихся особое значение отводилось урокам истории. Еще в довоенный период Н. К. Крупская отмечала, что изучение истории способствует лучшему пониманию современности."2 С началом войны учителя, не дожидаясь специальных указаний, осуществ ляли перестройку преподавания истории с целью усиления их воспитательной направленности применительно к условиям военного времени. Актуальные воспитательные задачи, связанные с войной, нашли свое отражение в про граммно-методических документах наркомпросов союзных республик. Преподавание всех курсов исторических дисциплин велось с учетом шед шей войны. При изучении истории древнего мира в 5-6 классах учащиеся, зна комясь с сущностью рабовладельческого строя, должны были уяснить рабовла дельческий характер «того ярма, которое Гитлер хотел бы наложить на народы нашей страны».113 При изучении истории средних веков документами наркомпросов учите лям рекомендовалось раскрывать учащимся несостоятельность теории о мни мом превосходстве немецкой нации, провозглашенной фашистами. На кон кретном историческом материале учителя помогали учащимся лучше осознать захватническую политику, изуверскую жестокость и вероломство гитлеровской Германии и нелепость фашистской идеологии. Задачей большой важности в годы войны было разъяснение учащимся по ложений о войнах справедливых и несправедливых, осознание причин, харак тера Великой Отечественной войны, задач советского народа в ней. В связи с этим в содержание школьного исторического образования были внесены необ ходимые коррективы: в частности, увеличилось количество часов на изучение тем, связанных с историей войн. Крупская H.K. К вопросу о программах // Пед. соч. Т. 3. С. 42. J Центральный государственный архив Российской Федерации (далее ЦГА РФ). Ф. 2306. ОП. 70. Д. 2847. Л. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz