Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

Например, И. А. Каиров справедливо называл одной из причин ухудшения дисциплины учащихся ослабление внимание к этим вопросам со стороны ком­ сомольской и пионерской организаций. «Они как бы отстранились от всякого участия в этой работе», - писал он.110 Однако он упускал из виду то, например, обстоятельство, что в тот период были нарушены основные принципы деятель­ ности детской и юношеской организаций. А это неминуемо вело к пассивности, безынициативности. Фактически в годы войны было допущено отступление от исходного принципа педагогики: дисциплину в школе нельзя устанавливать и поддерживать без активного участия в этом процессе самих учащихся органов их реального самоуправления, их общественных организаций. Именно этим в первую очередь можно объяснить заявление наркома просвещения РСФСР В.П. Потемкина о том, что дисциплина - «слабейшее место нашей школы».111 В общем, обстановка военного времени требовала от педагогической науки практических рекомендаций по организации воспитательной работы с детьми. Поэтому основные усилия педагогов были направлены на практическое реше­ ние возникавших перед школой проблем. Именно этим в первую очередь объ­ ясняется отсутствие в рассматриваемый период оригинальных теоретических работ в этой области педагогики. Предпочтение отдавалось разработке методи­ ческих рекомендаций, в которых нуждалось учительство. В их основу были по­ ложены результаты исследований 20-30-х годов, наполнявшиеся новым содер­ жанием, определявшимся потребностями времени. 110Каиров И.А. К вопросу об укреплении дисциплины в школе // Сов. педагогика. 1943. № 9. С. 23. Потемкин В.П. наше сотрудничество с ленинско-сталинским комсомолом // Потемкин В.П. Статьи и речи С 224. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz