Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ственным помощником директора и учителя, когда на учителя комсомол воз­ ложил задачу быть организатором всей массы учащихся, когда, наконец, ком­ сомольская организация является проводником и организатором массово- политической и культурно-просветительной работы, - учкомы должны быть ликвидированы».106 Вместо учкомов он предлагал ввести дежурных в 1-7 клас­ сах, а в 8-10 классах - старост. Итоги дискуссии были подведены на 12 пленуме ЦК комсомола, который признал, что ликвидация учкомов преждевременна. В связи с этим заведующий школьным отделом ЦК ВКП(б) Яковлев говорил: «Поскольку пионеры состав­ ляют всего 50 процентов учащихся пионерского возраста, а комсомольцы - 33 процента учащихся комсомольского возраста, то вопрос о ликвидации учкомов нужно рассматривать с той точки зрения, какие у нас остаются формы и спосо­ бы воздействия в школе на беспартийную молодежь».107 Однако проведенная дискуссия не имела какого-нибудь влияния на изме­ нение точки зрения многих педагогов на вопросы детского самоуправления. Как уже отмечалось, причины этого лежали в отходе от демократических прин­ ципов руководства в стране вообще. Фактически вплоть до середины 50-х годов отсутствовали и специальные работы, посвященные проблеме ученического самоуправления в нашей стране. Непросто решалась в годы войны проблема воспитания дисциплинирован­ ности. Как известно, еще в довоенный период дисциплина стала рассматри­ ваться как явление политическое. «В нашем обществе, - писал А.С. Макаренко, - недисциплинированность, недисциплинированный человек - это человек, вы­ ступающий против общества, и мы рассматриваем его не только с точки зрения внешнего технического удобства, но с точки зрения политической и нравствен­ ной».108 В годы войны проблема воспитания дисциплины еще более политизи­ ровалась и рассматривалась как важнейшая политическая задача. В частности, С.М. Ривес писал, что сознательная дисциплина основывается «на понимании учащимися ее необходимости, обязательности и политического значения».109 Не рассматривая специально вопрос воспитания сознательной дисциплины (это предмет особого рассмотрения), необходимо, однако, отметить, что, если в довоенный период поиски методов воспитания сознательной дисциплины школьников были связаны, прежде всего, с разработкой системы мер общест­ венного воздействия, а также с преодолением и предупреждением недисципли­ нированности школьников через организованный общественно полезный труд, самоуправление учащихся, то в годы Великой Отечественной войны - с жест­ кой регламентацией их поведения, привнесением в школу элементов воинской дисциплинарной практики. В те годы, когда человек рассматривался как испол­ нитель, «винтик» огромного механизма, педагоги и не могли решить проблему воспитания сознательной дисциплины. ц х д м о . Ф. 1. ОП. 7. Д. 87. Л. 6-7. 107Там же. ОП. 2. Д. 216. Л. 18-19. 108 Макаренко А С. О моем опыте // Пед соч.: В 8-ми т. Т. 4. М., 1984. С. 258. Ривес С.М. О некоторых вопросах воспитания дисциплины // Сов. педагогика. 1943. X» 7. С. 6 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz