Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

Для организации подобной работы Наркомпрос РСФСР подготовил и из­ дал брошюру «Школьникам о политико-воспитательной работы на селе». В ней давались практические советы по проведению политико-просветительной рабо­ ты среди населения. Например, перед тем, как провести беседу, громкую читку газеты, школьнику рекомендовалось: «1... предварительно самому прочитать весь текст, лучше вслух. 2. Выяснить непонятные слова и выражения, найти на карте место, где происходит описываемое событие... 3... подобрать подходящий плакат, рисунок из газет, журналов, запастись географической картой. 4. Выяснить, что следует посоветовать слушателям дополнительно про­ честь на эту тему».98 Специально в педагогической литературе рассматривался вопрос о роли учителя на политинформации. Она должна была заключаться в том, чтобы учи­ тель вскрывал и уточнял понятия и представления у детей, исправлял неверно воспринятое, правильно освещал смысл и значение событий." Многие авторы указывали на необходимость усилить роль классного руко­ водителя на всех этапах подготовки и проведения политинформаций самими учащимися. «Он должен руководить подготовкой ученика-информагора, про­ смотреть его план, проверить предстоящую трактовку наиболее значимых во­ просов темы... В своих вступительных и,заключительных словах классный ру­ ководитель должен направлять и обобщать мысли учащихся».100 Анализ литературы тех лет позволяет считать, что все педагоги рассматри­ вали политическое воспитание в тесном единстве слова и дела. Вербальные ме­ тоды воспитания должны были сочетаться с практической деятельностью уча­ щихся. М. А. Данилов писал в этой связи, что вся политико-воспитательная ра­ бота с детьми должна носить действенный характер. Надо всемерно помогать юным патриотам принимать определенные решения и еще важнее - выполнять их, доводить до конца.101 Важнейшим средством политического воспитания он считал разнообразную общественно полезную деятельность, различные виды труда.10 Среди многообразных методов политического воспитания учащихся важ­ ное место отводилось социалистическому соревнованию. Считалось, что оно способствует формированию активности школьников, повышению их созна­ тельности, развивает коллективистские качества личности. Однако в исследуе­ мый период наблюдалась вульгаризация основных подходов к организации и проведению соревнования, в качестве основного показателя рассматривалась успеваемость. Обязательство достигать ее стопроцентности и определенного числа отличных отметок вело к припискам, искажению существа положения дел, деформировало сознание и учителей, и учащихся. Достаточно частыми бы­ 97 Ивашин И.Ф. Указ. соч. С. 12. Школьникам о политико-воспитательной работе на селе. М., 1942. С. 3. 99 Петров Б. Указ. соч. С 28. 100Ивашин И.Ф. Указ. соч. С. 60; Менчинская Н.А. Указ. соч. С. 89. Данилов М.А. Политическое воспитание учащихся ... С. 6. Он же. Учебно-воспитательная работа школы.. С. 11 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz