Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
Для организации подобной работы Наркомпрос РСФСР подготовил и из дал брошюру «Школьникам о политико-воспитательной работы на селе». В ней давались практические советы по проведению политико-просветительной рабо ты среди населения. Например, перед тем, как провести беседу, громкую читку газеты, школьнику рекомендовалось: «1... предварительно самому прочитать весь текст, лучше вслух. 2. Выяснить непонятные слова и выражения, найти на карте место, где происходит описываемое событие... 3... подобрать подходящий плакат, рисунок из газет, журналов, запастись географической картой. 4. Выяснить, что следует посоветовать слушателям дополнительно про честь на эту тему».98 Специально в педагогической литературе рассматривался вопрос о роли учителя на политинформации. Она должна была заключаться в том, чтобы учи тель вскрывал и уточнял понятия и представления у детей, исправлял неверно воспринятое, правильно освещал смысл и значение событий." Многие авторы указывали на необходимость усилить роль классного руко водителя на всех этапах подготовки и проведения политинформаций самими учащимися. «Он должен руководить подготовкой ученика-информагора, про смотреть его план, проверить предстоящую трактовку наиболее значимых во просов темы... В своих вступительных и,заключительных словах классный ру ководитель должен направлять и обобщать мысли учащихся».100 Анализ литературы тех лет позволяет считать, что все педагоги рассматри вали политическое воспитание в тесном единстве слова и дела. Вербальные ме тоды воспитания должны были сочетаться с практической деятельностью уча щихся. М. А. Данилов писал в этой связи, что вся политико-воспитательная ра бота с детьми должна носить действенный характер. Надо всемерно помогать юным патриотам принимать определенные решения и еще важнее - выполнять их, доводить до конца.101 Важнейшим средством политического воспитания он считал разнообразную общественно полезную деятельность, различные виды труда.10 Среди многообразных методов политического воспитания учащихся важ ное место отводилось социалистическому соревнованию. Считалось, что оно способствует формированию активности школьников, повышению их созна тельности, развивает коллективистские качества личности. Однако в исследуе мый период наблюдалась вульгаризация основных подходов к организации и проведению соревнования, в качестве основного показателя рассматривалась успеваемость. Обязательство достигать ее стопроцентности и определенного числа отличных отметок вело к припискам, искажению существа положения дел, деформировало сознание и учителей, и учащихся. Достаточно частыми бы 97 Ивашин И.Ф. Указ. соч. С. 12. Школьникам о политико-воспитательной работе на селе. М., 1942. С. 3. 99 Петров Б. Указ. соч. С 28. 100Ивашин И.Ф. Указ. соч. С. 60; Менчинская Н.А. Указ. соч. С. 89. Данилов М.А. Политическое воспитание учащихся ... С. 6. Он же. Учебно-воспитательная работа школы.. С. 11 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz