Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

Особенности проведения этой работы в начальной школе посвящены рабо­ ты М. А. Данилова, Т. М. Сиротенко, Б. Петрова и др. Например, Т. М. Сиро- тенко писал, что проведение политинформации в начальной школе вызывает особые трудности. По его мнению, основной упор (главным образом, в 1 клас­ се) должен делаться на передачу отдельных эпизодов, наиболее доступных мест оперативной сводки с опорой на наглядность.91 Основным методом политиче­ ской информации в 3-4 классах, по мнению Б. Петрова, должно быть коммен­ тированное чтение.92И.Ф. Ивашин говорил о возможном использовании здесь и других методов, в частности, - рассказов с частичным привлечением самих учащихся.93Все это обосновывалось возрастными особенностями детей. Рассматривая методы политического информирования учащихся, Н. А. Менчинская выделяла такие, как рассказ, беседа, доклад, чтение очерков, ста­ тей, сводок Совинформбюро. Подробнее она рассматривала рассказ, отмечая, что это - самый распространенный метод политического информирования школьников. При этом она подчеркивала, что материал для рассказа учитель должен отбирать с учетом возраста детей, уровня их развития. Так, если со старшеклассниками можно одновременно затронуть несколько тем, то круг во­ просов для рассказа младшим школьникам необходимо ограничить, обогатив при этом рассказ большим количеством фактических подробностей.94 Она отмечала также достоинства метода беседы. К ним было отнесено, прежде всего, то, что беседа способствует активизации самостоятельной позна­ вательной деятельности детей; кроме того, в ходе беседы легче можно осуще­ ствлять контрольно-регулятивную функцию, что также стимулировало учащих­ ся систематически работать с газетой, следить за событиями политической жизни. Для повышения качества политинформации большое значение, отмечала Н.А. Менчинская, имеет характер изложения материала. Политинформация, писала она, должна проводиться не бесстрастно, а «взволнованно», в ней долж­ ны быть ярко отражены чувства советского патриота.95 Значительное внимание уделялось вопросу о самостоятельной работе уча­ щихся по приобщению к политическим знаниям, политико-просветительной работе. Та же Н.А. Менчинская выделяла несколько «ступеней самостоятельно­ сти» при подготовке и проведении политинформации: 1. учащиеся вносят дополнения к сказанному учителем; 2. ученик проводит политинформацию в своем классе в присутствии классного руководителя; 3. ученик проводит политинформацию в другом (младшем) классе.96 И. Ф. Ивашин считал, что учащиеся старших классов сами могут успешно проводить работу по политическому просвещению населения, помогая взрос­ лым разобраться в вопросах текущей политики.97 Сиротенко T.M. О проведении политинформации в школе. Красноярск, 1941. С. 3. 92Петров Б. Ознакомление учащихся 3-4 классов с текущими событиями // Нач.школа 1943. .№ 11-12. С. 28. ” Ивашин И.Ф. Указ. соч. С. 60. 94Менчинская Н.А Указ. соч. С. 81-83. 95 Там же. С. 86. w Там же. С. 88. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz