Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
Особенности проведения этой работы в начальной школе посвящены рабо ты М. А. Данилова, Т. М. Сиротенко, Б. Петрова и др. Например, Т. М. Сиро- тенко писал, что проведение политинформации в начальной школе вызывает особые трудности. По его мнению, основной упор (главным образом, в 1 клас се) должен делаться на передачу отдельных эпизодов, наиболее доступных мест оперативной сводки с опорой на наглядность.91 Основным методом политиче ской информации в 3-4 классах, по мнению Б. Петрова, должно быть коммен тированное чтение.92И.Ф. Ивашин говорил о возможном использовании здесь и других методов, в частности, - рассказов с частичным привлечением самих учащихся.93Все это обосновывалось возрастными особенностями детей. Рассматривая методы политического информирования учащихся, Н. А. Менчинская выделяла такие, как рассказ, беседа, доклад, чтение очерков, ста тей, сводок Совинформбюро. Подробнее она рассматривала рассказ, отмечая, что это - самый распространенный метод политического информирования школьников. При этом она подчеркивала, что материал для рассказа учитель должен отбирать с учетом возраста детей, уровня их развития. Так, если со старшеклассниками можно одновременно затронуть несколько тем, то круг во просов для рассказа младшим школьникам необходимо ограничить, обогатив при этом рассказ большим количеством фактических подробностей.94 Она отмечала также достоинства метода беседы. К ним было отнесено, прежде всего, то, что беседа способствует активизации самостоятельной позна вательной деятельности детей; кроме того, в ходе беседы легче можно осуще ствлять контрольно-регулятивную функцию, что также стимулировало учащих ся систематически работать с газетой, следить за событиями политической жизни. Для повышения качества политинформации большое значение, отмечала Н.А. Менчинская, имеет характер изложения материала. Политинформация, писала она, должна проводиться не бесстрастно, а «взволнованно», в ней долж ны быть ярко отражены чувства советского патриота.95 Значительное внимание уделялось вопросу о самостоятельной работе уча щихся по приобщению к политическим знаниям, политико-просветительной работе. Та же Н.А. Менчинская выделяла несколько «ступеней самостоятельно сти» при подготовке и проведении политинформации: 1. учащиеся вносят дополнения к сказанному учителем; 2. ученик проводит политинформацию в своем классе в присутствии классного руководителя; 3. ученик проводит политинформацию в другом (младшем) классе.96 И. Ф. Ивашин считал, что учащиеся старших классов сами могут успешно проводить работу по политическому просвещению населения, помогая взрос лым разобраться в вопросах текущей политики.97 Сиротенко T.M. О проведении политинформации в школе. Красноярск, 1941. С. 3. 92Петров Б. Ознакомление учащихся 3-4 классов с текущими событиями // Нач.школа 1943. .№ 11-12. С. 28. ” Ивашин И.Ф. Указ. соч. С. 60. 94Менчинская Н.А Указ. соч. С. 81-83. 95 Там же. С. 86. w Там же. С. 88. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz