Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
кивал М.А. Данилов, - должно быть направлено, прежде всего, на выработку сознания их [учащихся. - В.Ч.] ответственности за свое учение и «привычек» старательно учиться».87 Особое значение во всей работе школы придавалось ознакомлению уча щихся с жизнью и деятельностью известных предков и современников. Пример как метод политического воспитания приобрел особую роль. Он, отмечал из вестный теоретик воспитания С. М. Ривес, вызывает у детей эмоциональные переживания, желание быть похожим на лучших людей, а затем - и действия, направленные на удовлетворение этого желания, соответствующие ему поступ ки.8 Не случайно в годы войны в качестве примеров для подражания были имена и подвиги людей, отдававших себя служению отчизне. Анализ различных источников показывает, что в годы Великой Отечест венной войны довольно остро стояла проблема связи изучаемого материала учебных дисциплин с современностью. В практической работе частыми были случаи неправильного ее понимания. Поэтому понятно то внимание, которое уделяли М. А. Данилов, В. Н. Марков и другие педагоги данному вопросу, стре мясь найти максимально эффективные приемы связи учебного материала с со бытиями современности, что имело большое значение для повышения эффек- СО тивности политического воспитания. Рассматривая вопросы политического воспитания учащихся, отечествен ные педагоги в годы войны, как и в довоенный период, обращали внимание на умение выбрать наиболее доступные детям формы политического просвеще ния, методически правильную их организацию с учетом возрастных особенно стей, интересов ребят и т.д. В теоретических работах о политическом воспитании, появившихся в годы войны, одной из ведущих форм целенаправленного воздействия на политиче ское сознание учащихся считалась политинформация. Различным аспектам ее организации и проведения были посвящены работы И. Ф. Ивашина, Н. А. Мен- чинской, Т. М. Сиротенко и других. Анализируя возможности и задачи этой формы политического воспитания учащихся в условиях войны, И. Ф. Ивашин, Н. А. Менчинская отмечали, что политинформации должны раскрывать боевой и трудовой героизм советских людей, вырабатывать уважение к ним, показывать учащимся организующую роль коммунистической партии, воспитывать у учащихся активный, действен ный патриотизм, мобилизовывать их на выполнение своего долга перед Роди ной.90 Для достижения воспитательного эффекта, подчеркивали Н. А. Менчин ская, И. Ф. Ивашин, М. А. Данилов и другие, необходимо было глубоко разра ботать вопрос о том, как проводить политинформацию на различных ступенях школьного обучения. 87Данилов М.А. Учебно-воспитательная работа школы.. С. 11. 88 НА РАО. Ф. 15. ОП. 1. Д. 440. Л. 43. ” Там же. Ф. 18. ОП. 2. Д. 502. Л. 32-40; Данилов М.А. Политическое воспитание учащихся ... С. 5-6. См.: Менчинская НА. Политинформация в школе//Сов. педагогика. 1942. № 3-4. С. 81.; Ивашин И.Ф. Политинформация в школе в условиях Великой Отечественной войны. Свсрлловск. 1942. С. 12. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz