Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
Второе условие, по мнению А. О. Пинта, заключалось в выработке у уча щихся коммунистических взглядов и убеждений. И, наконец, третьим он считал «вовлечение учащихся в общественную практическую работу и привлечение их к участию в сознательном разгроме врага».81 Решая задачи политического воспитания, педагоги в рассматриваемый пе риод заостряли свое внимание на вопросах политического просвещения уча щихся, формирования у них политического сознания. Эта проблема рассматри валась в тесном единстве учебной и внеучебной деятельности школьников. Ос новное внимание при этом М.А. Данилов, К.Н. Корнилов, Н.А. Петров и другие педагоги и психологи предвоенных и военных лет отводили уроку. «Чтобы воспитать из детей коммунистов, - писал, например, Н.А. Петров, - надо, преж де всего, вооружить их знанием основ наук, при этом вооружить таким обра зом, чтобы эти знания явились фундаментом коммунистического мировоззре ния».82 М.А. Данилов справедливо отмечал, что в первую очередь политическое воспитание на уроках осуществляется через содержание учебных предметов.83 Ученые-педагоги считали, что каждый предмет и каждый урок может и должен воспитывать учащихся политически.84 Наибольшее влияние на формирование мировоззренческих установок уча щихся оказывает содержание гуманитарных дисциплин. В связи с этим в школьных курсах истории и Конституции СССР особое внимание обращалось на формирование у учащихся таких понятий политической теории, как массы, классы, партии, классовая борьба, революция, государство, демократия, меж дународные отношения, внешняя политика, война и т.д. Изучение литературы, экономической географии, других предметов гуманитарного цикла должно бы ло также использоваться для целей политического воспитания. Говоря о политическом воспитании в процессе обучения, педагоги- теоретики подчеркивали необходимость того, чтобы в ходе преподавания учеб ного предмета подвести школьников «к собственным выводам и глубокому за таенному стремлению - сделаться истинными патриотами нашей любимой ро дины». Именно в этом, по убеждению М.А. Данилова, заключалось искусство политического воспитания на уроке.85 Важным и действенным средством воспитания учащихся вообще и поли тического в частности считалась организация самого урока. Это было связано с тем, что в рассматриваемый период далеко не всегда и не везде успешно ре шался вопрос о воспитании сознательного и добросовестного отношения ребят к учению. Вот почему политическое воспитание на уроке связывалось с воспи танием ответственного и добросовестного отношения детей за свое учение, вы работкой у них прочного убеждения в том, что учиться на «хорошо» и «отлич но» - главный их патриотический долг.86 «Политическое воспитание, - подчер !| Пинт А. Воспитание патриотизма в школе в дни Отечественной войны. Свердловск, 1943. С. 7. 82Петров Н.А. Личный пример учителя. М., 1939. С. 111. 83Данилов М.А. Политическое воспитание учащихся ... С. 4. 84Научный архив Российской Академии Образования (далее - НА РАО). Ф. 15. On. 1. Д. 203. J1. 16. 85Данилов М.А. Политическое воспитание учащихся ... С. 4. 86Там же. С. 3. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz