Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

вые испытания. Вот почему в годы войны политическое воспитание рассматри­ валось как одно из важных средств развития волевых черт характера школьни­ ка. Это, как говорилось в одной из передовых статей журнала «Советская педа­ гогика» за 1941 г., предполагало воспитание трезвой оценки событий, трезвого оптимизма и мужественной выдержки. Наряду с этим подрастающему поколе­ нию необходимо было прививать смелость, находчивость, презрение к страху, выносливость.76 Не случайно поэтому М.А. Данилов писал о необходимости проводить политическое воспитание с военно-физкультурной подготовкой уча­ щихся.77 Как показывает анализ источников, значительное внимание в этот период отечественные педагоги уделяли проблеме воспитания чувств патриотизма у школьников, а патриотическое воспитание рассматривалось как часть полити­ ческого. Оно должно было зиждиться на глубоком знании учащимися истори­ ческого прошлого своей страны, ее культуры. «Школа, - говорил, например, Нарком просвещения РСФСР В. П. Потемкин, - призвана привить неугасимую любовь к своей стране, к русскому языку, к русской литературе. Каждый ее пи­ томец должен знать, за что он любит отчизну, что в ней ему дорого, что он за­ щищает, за что готов, если придется, отдать свою жизнь».78 Говоря о воспитании патриотизма у школьников, известный советский пе­ дагог И.А. Каиров отмечал: «Нельзя воспитать абстрактное, инстинктивное чувство любви к родине, построенное на интуиции. Любовь к Родине в созна­ нии человека всегда связывается с конкретными фактами, и обобщающий ха­ рактер этого чувства рождается из частных отдельных моментов».79 Введение В. П. Потемкиным и И. А. Каировым понятий «сознательный патриотизм» и «действенный патриотизм» в годы имело существенное влияние на содержание политического воспитания. В довоенный период школа ориентировала учащихся на совершение ге­ роических поступков, проявлением патриотизма считался подвиг, нечто экст­ раординарное; воспитание этого чувства почти не связывалось с будничными, повседневными делами школьников. В годы Великой Отечественной войны проявление любви к родине связывается уже не только с героическими поступ­ ками, но и с трудовыми буднями, каждодневными делами, результат которых влияет на исход всенародной борьбы. В условиях войны школа должна была решать задачу реализации чувства любви к Родине. Вся школьная жизнь тесно увязывалась с борьбой против за­ хватчиков. Такая связь, как отмечал А. О. Пинт, возможна при соблюдении трех условий. Во-первых, это выполнение основного долга школы - организа­ ция отличной учебы. Здесь нужно заметить, что и М.А. Данилов считал необ­ ходимым направлять воспитание, прежде всего, на выработку сознания ответ­ ственности учащихся за свое учение.80 76Сов. педагогика. 1941. № 10. С. 6. Данилов М.А. Учебно-воспитательная работа школы.. С. 11. Потемкин В.П. Доклад о работе школы // Сб. материалов Всерос. и респ. совещаний по народ, образ Якутск 1944.С. 8. 79Каиров И.А. Воспитание любви к Родине I/ С о в . педагогика. 1944. № I. С. 9. Данилов М.А. Учебно-воспитательная работа школы.. С. 11 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz