Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ С началом Великой Отечественной войны изменились задачи и педагоги ческой науки. Необходимо было перестраиваться, подчиняя все задачам войны. В напряженное для всей страны время ее руководство требовало от педагогов пересмотреть методы и способы воспитательной работы среди школьников.71 Должны были меняться подходы и к вопросам политического воспитания. С этих позиций педагоги-теоретики подходили и к разработке вопросов полити ческого воспитания учащихся в школе. Оно рассматривалось ими как важней шая задача школы и каждого учителя. В политическом воспитании они видели одни из важнейших путей «формирования стойких, инициативных, смелых мо лодых патриотов».72 В условиях войны произошла некоторая перестановка акцентов в опреде лении цели и задач политического воспитания учащихся в школе, их конкрети зация. Основным стало требование готовить новые кадры бойцов с фашизмом. При этом нужно было «воспитать такое понимание долга перед родиной, при котором вся работа, каждый шаг подрастающего поколения определялись бы интересами народа, а забота о могуществе и процветании родины составляла бы главную цель жизни».73 С этих позиций рассматривалась и сущность политического воспитания учащихся, которая, как писал М.А. Данилов, «заключается в том, чтобы за вре мя, пока дети учатся в школе, сделать из них участников борьбы за освобожде ние от эксплуататоров».74 В годы Великой Отечественной войны особое внимание уделялось разра ботке проблемы содержания политического воспитания. Значительный вклад в это внес Михаил Александрович Данилов - известный отечественный дидакт. Гораздо меньше он известен как теоретик коммунистического воспитания и в частности политического воспитания. Между тем, его статьи по этим вопросам стали наиболее существенным вкладом в разработку теории политического воспитания в годы Великой Отечественной войны. Содержание политического воспитания М. А. Данилов связывал, прежде всего, с формированием у учащихся убежденности. В условиях Великой Отече ственной войны, считал он, «надо внедрить в сознание детей глубокое убежде ние в правоте, исторической справедливости той войны, которую ведет совет ский народ вместе со свободолюбивыми народами мира, и в то же время воспи тывать уверенность в нашей победе».75 Участие подрастающего поколения во всенародной борьбе с фашистскими захватчиками требовало от каждого развитой воли, настойчивости в преодоле нии различных препятствий, выдержки, способности переносить самые суро 71См.: Известия. 1941. 1 сентября. 72Данилов М.А. Учебно-воспитательная работав школе в условиях военного времени // Сов. педагогика. 1941 №10.С. 10. 73Он же. Политическое воспитание учащихся // Нач. школа 1942. № 3-4. С. 2. 74Там же. 73Там же. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz