Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

ментов военных лет о Литве, здесь «чувствовалась неуверенность и непроч­ ность положения. Всякие агентики распространяли слухи о трениях между со­ юзниками, о приходе в Литву американцев и англичан».64 Такое положение было характерно не только для Литвы. Один из препода­ вателей Таллинского пединститута X. Вайно вспоминал, что «для большинства эстонцев эта война была войной между Гитлером и Сталиным, которые в рав­ ной мере усердно рекламировали себя спасателями эстонского народа. Помню, как в годы моей молодости люди иронично пели: «спасатель спасает нас от спасителя».65 В школах этих регионов практически не было комсомольских и пионер­ ских организаций, а там, где они все же были, их влияние на учащихся было весьма слабым. Они действовали порой в обстановке открытой враждебности, угроз, нападений.66 Все это пытались учитывать, организуя воспитательную работу в упомяну­ тых регионах. Вот почему в школах прибалтийских республик, например, осо­ бое внимание уделялось таким кружкам, которые, говоря словами документов военных лет, могли бы привить начала коммунистической идеологии - истори­ ческим, литературным, биологическим и др.67 Работой в биологических круж­ ках учителя стремились ослабить влияние религии и ксендзов на учащихся, особенно в сельской местности.68 Занятия в таких кружках рассматривались и как важное средство политического воспитания учащихся. Актуальной задачей политического воспитания в освобожденных районах было политическое просвещение самих учителей. «Главное внимание надо уде­ лять повседневному политическому воспитанию учительских масс», - подчер­ кивалось в этой связи в «Учительской газете».69 Для учителей организовыва­ лись специальные лекции, издавалась литература. Наркомпрос Украины совме­ стно с ЦК ЛКСМ республики направили письма комитетам комсомола и отде­ лам народного образования об организации политической работы среди учите­ лей. Во все районы были командированы работники центрального аппарата для проведения бесед о воспитательной работе среди учащихся, организации агита­ ционно-пропагандистской работы среди учителей.70 Распространение получили районные и городские собрания молодых учителей, на которых с различными докладами по вопросам внутренней и внешней политики выступали партийные работники, профессиональные лекторы. В годы Великой Отечественной войны, как свидетельствует анализ источ­ ников, все вопросы воспитательной работы с учащимися решались во взаимо­ действии с комсомолом и пионерской организацией. Эта работа рассматривает­ ся в специальном разделе. Подводя итог сказанному, можно отметить, что война резко изменила ха­ рактер работы школы. Она рассматривалась как один из инструментов полити­ м Там же. On. 7. ДНО. Л. 95. 65 Советская Эстония. 1988. 14 июня. “ ЦХДМО. Ф. 1. On. 7. д. 110. Л. 95. 67Там же. Л. 96. м Там же. Оп. 6. Д. 276 и др. ” Учительская газета. 1944. 13 декабря. 70ЦХДМО Ф 1. Оп. 7. Д. 49. Л. 55. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz