Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

девушек отказывалась восстанавливаться на комсомольском учете, отрекались от комсомола, боялись вступать в пионерскую организацию.5 Все это вызыва­ ло необходимость усилить внимание к различным аспектам политического вос­ питания учащихся. Эта задача как одна из важнейших была поставлена, в част­ ности, в постановлении ЦК ВКП(б) «О ближайших задачах партийных органи­ заций КП(б) Белоруссии в области массово-политической и культурно- просветительной работы среди населения», «О недостатках в политической ра­ боте среди населения западных областей УССР» и ряде других.59 Важное место в системе политического воспитания занимала пропаганда традиций совместной борьбы народов, населявших Советский Союз, за нацио­ нальное и социальное освобождение. В этой связи примечательно требование ЦК ЛКСМ Белоруссии разъяснять молодежи, «какие огромные усилия затраче­ ны народами Советского Союза для освобождения Белоруссии от ига немецких захватчиков, какая могучая поддержка оказывается великим братским русским народом, что это обязывает белорусскую молодежь приложить все усилия для достижения окончательной победы над немецкими оккупантами».60 Политическое воспитание молодежи в западных областях Украины и Бе­ лоруссии, в Прибалтике, части Молдавии затруднялось вследствие сохранявше­ гося здесь социального противостояния, сильным влиянием националистов. Здесь по-прежнему было высоким число неграмотного населения. Например, в западных областях Украины оно составляло 70 процентов.61 Сильным продол­ жало оставаться влияние церкви. В дни религиозных праздников резко падала посещаемость учащихся, во многих школах вообще прекращались занятия. В республиках Прибалтики, западных областях Украины, Белоруссии, Молдавии основная масса учителей в этот период оставались достаточно ве­ рующими людьми. Среди учителей в этих регионах было немало реакционно настроенных к советской власти людей из числа бывших айзсаргов, национали­ стов, служителей культа. Они довольно открыто пропагандировали национали­ стические идеи, побуждали учащихся к антисоветским выступлениям и актам саботажа. Так, учительница 9-й каунасской гимназии Кузмаускайте, бывшая монахиня, выступала с нападками на Советскую власть.62 А директор Шван- чинской гимназии Радаюлис препятствовал созданию комсомольской органи­ зации: за вступление в комсомол он грозил исключением из гимназии.63 Еще одна особенность, которую необходимо учитывать, говоря о воспита­ нии учащихся в этих регионах, заключается в аполитичности значительной са­ мих учителей. Они считали, что школа стоит вне политики, а учителя должны быть нейтральны в оценке происходящего и давать только «голый» фактиче­ ский материал. К тому же обучение велось, как правило, по старым учебникам. На осуществление воспитательной работы в прибалтийских республиках влияло и то обстоятельство, что, как отмечается, например, в одном из доку­ 5! Там же. Л. 37. 55См.: КПСС в резолюциях. Т. 6. С. 106-112, 113-120, 124-129. 60Всенародное партизанское движение в Белоруссии. Документы и материалы. Минск, 1978. С. 262. 61 Коваль М.В. Общественно-политическая деятельность трудящихся Украинской ССР в период Великой Отечественной войны. Киев, 1977. С. 162. 62 ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 7. Д. 110. Л. 95. " Там же. Оп. 6. Д. 276. Л. 17. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz