Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

вий на советско-германском фронте. Осуществление ее было осложнено со­ кращением тиражей периодических изданий, затруднением их своевременной доставки в отдаленные районы страны и т.д. Ветеран педагогического труда, бывший доцент кафедры педагогики Мос­ ковского педагогического государственного университета Г.М. Климова вспо­ минала, как, будучи в эвакуации в Горьком, она с одноклассниками ожидала сообщений о положении на фронте. Отсутствие своевременной информации порождало слухи: кто-то уже видел вражеские танки на улицах Москвы, фаши­ стские самолеты уже бомбили Ташкент и т.д. В этих условиях необходимо бы­ ла своевременная правдивая информация. От учителей требовалось не оста­ ваться равнодушными к распространению ложных слухов, сплетен и т.п. Газета «Правда» призывала: «Предупредите всех и каждого против коварных, хитрых приемов врага, сеющего провокационные, ложные слухи».54 Особую роль приобретала политико-воспитательная работа на территории, освобожденной от вражеской оккупации в результате наступления частей Красной Армии. Здесь эта работа имела свои особенности, которые определя­ лись, прежде всего, тем, что длительное время население этих районов было лишено правдивой информации о военно-политическом и международном по­ ложении СССР, дезориентировалось. Во время оккупации гитлеровцы вели антисоветскую пропаганду, стреми­ лись сформировать негативное отношение к коммунистической идеологии, со­ ветской власти, привить послушание и лояльность новому режиму, вытравив чувство патриотизма у людей. При этом ставка делалась на молодежь. В целях идеологической обработки подрастающего поколения на территориях, занятых немецко-фашистским войсками, стали создаваться молодежные фашистские организации: в Белоруссии - Союз белорусской молодежи, в Эстонии - Ээсти малев (Эстонская дружина), через которые предполагалось «разложить полити­ чески и морально нашу молодежь, идеологически ее обработать».55 В открывавшихся на оккупированной территории школах в качестве ос­ новных предметов рассматривались немецкий язык и расовая теория. Однако пропагандистская деятельность фашистов не имела особенного успеха. Это вы­ нужден был признать министр оккупированных территорий Розенберг, который отмечал: «...молодежь проникнута большевистским духом. Эту молодежь не удается привлечь на нашу сторону».5 Об этом свидетельствуют многочислен­ ные примеры. Так, в школах Микоян-Шахара (Карачаевск), Теберды, Черкесска и других городов и сел Ставропольского края школьники выбрасывали портре­ ты Гитлера, выкалывали на них глаза.57 Фашистская оккупация с ее режимом кровавых репрессий, зверств и наси­ лия, особых приемов обработки сознания людей не могли пройти бесследно. Известно, что после освобождения советской территории от фашистских окку­ пантов часть поддавшихся на фашистскую пропаганду и агитацию юношей и 54Правда. 1941. 1 июля. 55ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 6. Д. 334. Л. 19; Д. 229. Л 49. 56Цит. по: Юденков А.Ф. Политическая работа партии среди населения оккупированной советской территории (1941-1944 гг.). М., 1971. С. 74. 57ЦХДМО. Ф. 1. ОП. 6. Д. 300. Л. 82; 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz