Черник, В. Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг.) / Черник В. Э. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 65 с.

В связи с этим в документах военного времени обращалось особое внима­ ние на разоблачение идеологии фашизма. От учителей требовалось знакомить учащихся с человеконенавистнической политикой фашистов, их планами унич­ тожения и порабощения советских людей. Сообщения о фактах злодеяний фа­ шистов должны были составлять непременную часть общей работы школы. Учащимся внушалась мысль о том, что альтернативы борьбе не существует. В основу работы школы по формированию у учащихся отношения к не­ мецкой нации в годы войны был положен классовый принцип, сформулирован­ ный еще В.И. Лениным: «Ненависть к немцу, бей немца» - таков был и остается лозунг обычного, т.е. буржуазного патриотизма. А мы скажем: «Ненависть к империалистическим хищникам, ненависть к капиталистам, смерть капитализ­ му» и вместе с тем... оставайся верен братскому союзу с немецкими рабочи­ ми».50 О недопустимости отождествления германского народа с гитлеровской кликой было заявлено в первый же день войны.51 Однако следует отметить, что это не всегда осуществлялось на практике. В том числе и в работе школе. В частности, в содержании школьного историче­ ского образования явно наметилась антинемецкая направленность. Неизменной задачей политико-воспитательной работы в годы Великой Отечественной войны была пропаганда героизма и мужества советских людей в борьбе с захватчиками. Уже в самом начале войны в передовой статье печатно­ го органа ЦК ВКП(б) «Правде» говорилось, что необходимо популяризировать эпизоды из боевых действий нашей доблестной Красной Армии, разоблачать мифы о непобедимости фашистской армии, рассказывать о храбрости совет­ ских партизан, действующих в тылу врага.52 С самого начала войны вместе со взрослыми в борьбу с фашистскими за­ хватчиками включались дети - школьники фронтовых и прифронтовых регио­ нов. Они уходили в партизанские отряды, распространяли листовки, добывали разведданные, нарушали связь и выводили из строя технику противника и т.д. Тысячи школьников за годы войны награждены орденами и медалями за лич­ ное мужество. Рассказывая о событиях на фронтах, учителя брали материал из жизни, знакомили своих учеников с подвигами юных участников всенародной борьбы с фашистами. Цель и задачи такой пропаганды героических подвигов подрастающего поколения предполагали вести постоянное информирование учащихся о собы­ тиях на фронте, создавать специальные кружки по изучению партизанского движения, подвигов героев отечественной войны. Предполагалось наладить выпуск стенных газет, тематических альбомов, ученических журналов. В шко­ лах должны были создаваться военные уголки, рассказывающие о подвигах выпускников школы.53 Одновременно с этим ставилась задача повышения оперативности инфор­ мации о внутреннем и международном положении СССР, о ходе боевых дейст­ Ленин В.И. Главная задача наших дней // Полн.собр.соч. Т. 36. С. S2. 51 Правда. 1941.23 июня. >2 Там же. 17 июля. 53См.: Товарищ Комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. 1918-1968. М., 1969. Т2. С. 18 - 20. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz